Использование игр с песком для развития речевых способностей детей

Мастер-класс для педагогов

Использование игр с песком 01

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер-класс по использованию песочной терапии в коррекционной работе.

Перенос традиционных педагогических и психологических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

  • Во-первых, существенно усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувственность, как основа развития «ручного интеллекта».
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Использование игр с песком 02

Как показали исследования, песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребенку, избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили свое выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали – «уходили в песок».

Использование игр с песком 03

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его?

Многие представляют золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз... Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже, не обязательно морском. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.
А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок –первое, что родители приобретают ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком.

Использование игр с песком 04

Игра с песком может выступать в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребенка эмоциональных и психологических нарушений); в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Песочницу можно использовать в качестве психопрофилактического и развивающего средства.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Игра с песком – это то, что ребенку интересно, то чем он любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе коррекционных занятий или части программного занятия.

Бывает, что ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арт-терапии, которая относится к психологическим коррекционным технологиям, основанным на искусстве и творчестве. Другими словами – лечение песком.

Использование игр с песком 05

Сегодня мы на практике попробуем использовать некоторые игры с песком.

Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!

Приглашаю для проведения практической части воспитателей подойти к столу (на столе стоят закрытые тканью ящики с песком) и исполнить роль детей.

- Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она необычная, песочная. Но чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Давайте встанем вокруг песочницы, вытянем руки над песочницей ладонями вверх и произнесем заклинание:

Куда мы с вами попадем
Узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем
Помощников веселых.

А еще нужно знать правила песочной страны, только тогда песочная Фея, которая следит за порядком в Песочной стране, разрешит нам поиграть в песок.

Использование игр с песком 06

Снимается ткань с песочного ящика.

Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

Использование игр с песком 07

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной, затем тыльной стороной ладони. Какой песок на ощупь? (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок! Послушайте... Он с вами здоровается. Вы слышите?... Плохо слышите, потому, что ему грустно и одиноко.

Мастер-класс о песочной терапии 01

Он говорит очень тихим голосом.
А давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. Теперь двумя руками. Вы слышите, как он смеется?

Звучит фонограмма смеха.

Использование игр с песком 08

В Песочной стране дует сильный ветер (фонограмма ветра).
Попробуйте, дуя в трубочку, создать маленький ветерок. (учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок)

Мастер-класс о песочной терапии 02

Можно сдуть песок с ладошки, можно сделать ямки в песке, выдувать буквы, цифры или рисовать.

Использование игр с песком 09

Злой волшебник обидел жителей Песочной страны, и они спрятались в песок.
Давайте с вами нашими волшебными кисточками аккуратно раскопаем песочек во всех уголках страны и найдем жителей. (С помощью кисточек откапывают спрятанные в песке картинки с изображением сказочных персонажей)

- Кого вы нашли? Песочные жители очень вам благодарны! Они вам улыбаются, и вы улыбнитесь им в ответ.

Упражнение «Победитель злости»

Ну что ж, сейчас настала пора, нам с вами навсегда прогнать злого волшебника из Песочной страны. Давайте его нарисуем. А какой он, злой волшебник? (не любит детей, нехороший. Рисуем круг, в котором обозначаем глаза, нос, рот).
Это «круг - злюка». Теперь разрушьте песочный круг и прогоните злого волшебника, произнося волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость»

Звучит музыка. Педагоги разрушают песочный круг ладонями.

-Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я вас поздравляю, мы победили злость!
Посмотрите на нашу песочную страну, чего в ней не хватает? Правильно, нам надо вернуть красоту этому сказочному миру. Что же для этого надо сделать? (украсить Песочную страну).

Использование игр с песком 10

Упражнение «Картина загадок»

Вы любите рисовать? Сегодня мы будем рисовать на песке картину руками, пальчиками, отгадывая загадки. Ответы вы будете рисовать на песке.

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)

Ветерок -пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. (облака)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (речка)

Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее беда –
Она их главная еда. (трава)

Использование игр с песком 11

А теперь выберите из коллекции любую игрушку, которая больше нравиться, найдите ей место в Песочной стране. Выставляя игрушки в песочнице, вы должны проговаривать предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, за...

Как вы назовете свою композицию? По желанию можно рассказать о чувствах, которые вызывает картина и др.

Использование игр с песком 12

Пришла пора прощаться с нашими песочными друзьями и возвращаться обратно в детский сад.

Давайте попрощаемся с Песочной страной и ее жителями, с песочной Феей. Для этого все убираем, разглаживаем песок, прижимаем ладони к песку и прощаемся. Теперь, мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторите за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились!»
До следующей встречи в Песочной стране!

Рефлексия (педагоги садятся, вымыв руки)

Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? С каким настроением вы вернулись из Песочной страны? Сегодня я показала вам лишь несколько песочных упражнений. Наступит лето, и можно песочные игры переносить на улицу.
Уважаемые коллеги, спасибо вам за активное участие!

Вместо песка можно использовать и другие материалы: манную крупу и пшено, рис. (Демонстрация материалов и оборудования).

Можно выделить как минимум три причины, из-за которых следует научиться рисовать песком:
1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в рисовании песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только песок.
2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставляют никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
3. Борьба со стрессогенными факторами: манипуляция сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.

Использование игр с песком 13

Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому ребенку и не требует специальной подготовки. Для педагога – это еще один способ понять чувства ребенка, показать им что-то новое.

Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером? Ведь рука и пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. При работе с песком дети учатся использовать разнообразные средства: расчески, кисточки, крышечки и другой подручный материал.

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т.к. тесно связано с самостоятельной деятельностью.

Используемая литература
Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. –СПб, 2001.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. –СПб, 2006.

publish