Предупреждение дислексии и дисграфии

При работе со старшими дошкольниками, педагог должен уделять внимание не только коррекции устной речи, но и предупреждению возможных трудностей в овладении чтением и письмом.

Ш.А. Амонашвили считает, что письменную речь следует формировать одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи; предпосылки письменной речи (объективация; упреждение и критика текста) необходимо создавать в условиях устной речи.

Основные проявления трудностей, которые испытывают школьники при обучении письму, несмотря на их многочисленность и многообразие, могут быть систематически организованы следующим образом:

  1. Трудности в написании букв (нестабильность графических форм, неправильное начертание букв, отсутствие связных движений на письме).
  2. Замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв, пропуски букв при письме, недописывание слов, количественные ошибки при написании букв.
  3. Очень медленный темп письма.

Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия строится в игровой форме, но носит обучающий характер. Приведу конкретные примеры.

Развитие зрительного восприятия форм

1. Из каких фигур нарисованы флажки. Раскрась их. Нарисуй такие же флажки.
2. Чем похожи домики? Из каких фигур они построены.

Развитие фонематического восприятия

1. Упражнение на выявление фонематического восприятия.
Осуществление тонкой дифференцировки сходных звуков: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твёрдых и мягких, сходных по артикуляции
(Приёмы: предметное лото - отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант - записать первую букву слов - «труба», «дом», «дуб», «трамвай»).

2. Упражнения на выявление недостатков звукобуквенного анализа.
а) Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук «с», но чтобы после него стоял бы гласный звук «а».
б) «Склеенное» слово (выделение отдельных слов из квазислова) шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянка

3. Сравнение слов.
(выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами).
Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче; какое больше какое меньше?

- Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?
- Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?
- Сравни слова «кот» и «кит». Какое из этих слов длиннее и почему?
- Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?
- Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?
- Какое слово длиннее: «мышка» или «мишка»?
- Какое слово короче: «усики» или «усы»?

4. Мягкие буквы.
(на запоминание формы буквы: соотношения её частей и пропорций).
Ребенку даётся шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

5. Волшебный домик.
Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.
Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры: Логопед прикрепляет на наборном полотне домик и в пустые окошки вставляет в произвольном порядке буквы. Дети должны догадаться, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.
Примерный материал: б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр): к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот): м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша): р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)

6. Полминутки на шутки.
Цель: Учить подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.
Ход игры: Педагог читает стихотворение. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!».

Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.

Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки.

Скачать статью в формате PDF

publish