-
Главная страница
-
Консультации педагогам
- Протокол обследования речи
- Речевая карта ребенка Дефекты смягчения согласных
- Предупреждение дислексии и дисграфии
- Развитие навыка звукобуквенного анализа
- Развитие связной речи с помощью мнемотаблиц
- Как разнообразить занятия по автоматизации звуков?
- Самообразование: Преодоление нарушений слоговой структуры слова
- Игры с песком для развития речевых способностей детей
- Взаимодействие ДОУ и СОШ: формирование речевой деятельности
- Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
- Игры для поэтапного формирования слоговой структуры
-
Консультации педагогам
Дефекты смягчения согласных звуков у детей дошкольного возраста
Школа молодых специалистов
Среди дефектов смягчения наблюдаются:
- Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п.). Фонетико-фонематический дефект;
- Излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябякя идёть дямёй).В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твёрдости. Фонетико-фонематический дефект;
- Смешение мягких и твердых звуков в речи (паралалии), то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. Фонематический дефект.
Предрасполагающие факторы смягчения согласных:
- Снижение физического слуха
- Несформированность фонематических процессов
- Нарушение в строении артикуляционного аппарата
- Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры
Направления работы:
- Развитие артикуляционной моторики
- Развитие фонематического восприятия
- Работа над звукопроизношением (постановка и автоматизация)
Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.
Этапы работы
1. Полное отсутствие мягких согласных звуков |
2. Излишнее смягчение звуков |
3. Смешение мягких и твердых звуков в речи |
1. Подготовительный этап |
4. Этап дифференциации звуков |
|
На этапе дифференциации звуков важно проводить работу более тщательно и не только на слух, но и в произношении! |
Подготовительный этап
На 1 этапе первоначально формируем у ребёнка понятие о мягкости и твёрдости. Можно показать: мячики - пластмассовый и резиновый или кубики - деревянный и тряпичный.
Здесь проводиться весь комплекс логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика), работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т.д.
При подборе артикуляционных упражнений учитываем структуру нарушения в произношении:
Нет мягких |
Излишнее смягчение |
Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъём средней части спинки языка. |
Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять. |
Научить язык двигаться вперёд-назад: |
- в расслабленном виде |
Положение языка |
|
Изогнут |
Прямой |
Артикуляционные упражнения
Нет мягких |
Излишнее смягчение |
Домик открывается |
|
Тянем язык к подбородку |
Тянем язык к носу |
Хомяк нижние Чистим зубки (снаружи) верхние |
|
Самовар |
Накажем язык |
Упражнения для постановки необходимого звука |
Нормализация мышечного тонуса
Основная задача при дефекте смягчения –научить ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением и противодействием, т.к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки в работе (язык в положении «Горка», а палочка под языком.)
В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приёмами классического : в первом случае, когда нет мягких - активирующий (укрепляющий), во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний, лучше иметь справочку.
В нашей работе не всегда находится время для этого, поэтому рекомендуем родителям. Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можем проводить, как индивидуально, так и с группой.
В комплекс самомассажа включаются упражнения для губ, щёк, языка, нижней челюсти и мышц шеи.
Расслабление шейной мускулатуры рефлекторно вызывает расслабление мышц корня языка. Это проводится в положении сидя:
1. Уронили голову – «уснули».
2. Запрокинули – покачали вправо-влево.
3. Опустили и тоже покачали.
В самомассаже дети не могут самостоятельно погладить заднюю поверхность шеи, поэтому это поглаживание осуществляет взрослый.
Из точечного массажа можно использовать массирование точек в области подчелюстной ямки, указательным пальцем 5-15 секунд: при непрерывной вибрации-расслабляем мышцы языка, при прерывистой вибрации – укрепляем.
Т. Б. Филичева рекомендует коррекцию данного дефекта проводить следующим образом:
1 этап: Закрепление правильного произношения звука Ы и различение его с И.
2 этап: Закрепление слогов на базе сохранных согласных звуков КЫ-ВЫ-ПЫ-БЫ, различение этих слогов на слух.
3 этап: Четкое произношение слов с твердыми согласными звуками (утрировано): БА – БЫ, ЛА – ТЫ, …
4 этап: Включение слов в предложения.
5 этап: Учим ребенка четко произносить звук И, вводим символ мягкости.
6 этап: Даем различение на слух звуков Ы, И.
7 этап: Закрепляем четкое произношение слогов, включающих звук И и сохранный согласный звук (ПИ-ВИ-МИ).
8 этап: Даем различение слогов на слух ПИ-ВИ-БИ и ПЫ-ВЫ-БЫ.
9 этап: Даем слова с мягкими звуками предложения с этими словами.
10 этап: Дифференцировки мягких и твердых звуков. Даются слоговые упражнения с усложнением: ПЫ-ПИ-ПЫ, ПИ-ПЫ-ПИ, ПЫП-ПИП, ПА-ПЯ, ПА-ПА-ПЯ с разным ударением и интонацией. Упражнения с мячом.