Дефекты смягчения согласных звуков у детей дошкольного возраста

Школа молодых специалистов

Школа молодых специалистов

Среди дефектов  смягчения наблюдаются:
  • Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п.). Фонетико-фонематический дефект;
  • Излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябякя идёть дямёй).В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твёрдости. Фонетико-фонематический дефект;
  • Смешение мягких и твердых звуков в речи (паралалии), то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. Фонематический дефект.
Предрасполагающие факторы смягчения согласных:
  • Снижение физического слуха
  • Несформированность фонематических процессов
  • Нарушение в строении артикуляционного аппарата
  • Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры
Направления работы:
  • Развитие артикуляционной моторики
  • Развитие фонематического восприятия
  • Работа над звукопроизношением (постановка и автоматизация)

Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.

Этапы работы

1. Полное отсутствие мягких согласных звуков

2. Излишнее смягчение звуков

3. Смешение мягких и твердых звуков в речи

1. Подготовительный этап
2. Этап постановки звука
3. Этап автоматизации звука
4. Этап дифференциации звуков
5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой)

4. Этап дифференциации звуков
5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой)

На этапе дифференциации звуков важно проводить работу более тщательно и не только на слух, но и в произношении!

Подготовительный этап

На 1 этапе первоначально формируем у ребёнка понятие о мягкости и твёрдости. Можно показать: мячики - пластмассовый и резиновый или кубики - деревянный и тряпичный.

Здесь проводиться весь комплекс логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика), работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т.д.

При подборе артикуляционных упражнений учитываем структуру нарушения в произношении:

Нет мягких

Излишнее смягчение

Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъём средней части спинки языка.

Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять.

Научить язык двигаться вперёд-назад:
- в напряжении

- в расслабленном виде

Положение языка

Изогнут
«Горка»

Прямой
«Лопатка»

Артикуляционные упражнения

Нет мягких

Излишнее смягчение

Домик открывается
Любопытный язык
Улыбка - Хоботок
Оскал

Тянем язык к подбородку
Обезьянка

Тянем язык к носу
Бульдог

Хомяк
Кружок
Толстячки-худышки
Шарики

нижние     Чистим зубки (снаружи)     верхние

Самовар
Горка
Ветерок дует с горки
Катушка
Жуём блинчик
Змейка
Иголочка
Качели

Накажем язык
Лопатка
Дуем на лопатку
Покусаем язык
Маятник

Упражнения для постановки необходимого звука

Нормализация мышечного тонуса

Основная задача при дефекте смягчения –научить ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением и противодействием, т.к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки в работе (язык в положении «Горка», а палочка под языком.)

В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приёмами классического : в первом случае, когда нет мягких - активирующий (укрепляющий), во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний, лучше иметь справочку.

В нашей работе не всегда находится время для этого, поэтому рекомендуем родителям. Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можем проводить, как индивидуально, так и с группой.
В комплекс самомассажа включаются упражнения для губ, щёк, языка, нижней челюсти и мышц шеи.

Расслабление шейной мускулатуры рефлекторно вызывает расслабление мышц корня языка. Это проводится в положении сидя:

1. Уронили голову – «уснули».
2. Запрокинули – покачали вправо-влево.
3. Опустили и тоже покачали.

В самомассаже дети не могут самостоятельно погладить заднюю поверхность шеи, поэтому это поглаживание осуществляет взрослый.

Из точечного массажа можно использовать массирование точек в области подчелюстной ямки, указательным пальцем 5-15 секунд: при непрерывной вибрации-расслабляем мышцы языка, при прерывистой вибрации – укрепляем.

Т. Б. Филичева рекомендует коррекцию данного дефекта проводить следующим образом:
1 этап: Закрепление правильного произношения звука Ы и различение его с И.
2 этап: Закрепление слогов на базе сохранных согласных звуков КЫ-ВЫ-ПЫ-БЫ, различение этих слогов на слух.
3 этап: Четкое произношение слов с твердыми согласными звуками (утрировано): БА – БЫ, ЛА – ТЫ, …
4 этап: Включение слов в предложения.
5 этап: Учим ребенка четко произносить звук И, вводим символ мягкости.
6 этап: Даем различение на слух звуков Ы, И.
7 этап: Закрепляем четкое произношение слогов, включающих звук И и сохранный согласный звук (ПИ-ВИ-МИ).
8 этап: Даем различение слогов на слух ПИ-ВИ-БИ и ПЫ-ВЫ-БЫ.
9 этап: Даем слова с мягкими звуками предложения с этими словами.
10 этап: Дифференцировки мягких и твердых звуков. Даются слоговые упражнения с усложнением: ПЫ-ПИ-ПЫ, ПИ-ПЫ-ПИ, ПЫП-ПИП, ПА-ПЯ, ПА-ПА-ПЯ с разным ударением и интонацией. Упражнения с мячом.

publish