Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц

Главный инструмент нашего разума – это память. Память – это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Чтобы память не подводила в самые важные моменты жизни, нужно постоянно ее тренировать. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество.

Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Многие из нас являются визуалами, которым очень сложно воспроизвести, а тем более заучить стихотворение, или любой другой материал на слух.

Я, например, в школе запоминала какой-либо текст вместе со знаками препинания. А если нужно было пересказать параграф, при ответе я вспоминала картинку по теме ответа, и только потом материал.

Так и нашим нечитающим деткам тяжело воспринимать произведения без иллюстраций. Вспомните, когда ребенок берет книгу, в которой мало картинок, мы слышим от него: «У! Без картинок!»

Наверняка вы слышали, что «если учить ребенка неизвестным пяти словам, он будет долго и мучительно их запоминать. Но если связать 10 таких слов картинками, то он их усвоит на лету».

Ассоциации картинок со словами

Чтобы запомнить какую-либо информацию, мы в воображении соединяем несколько зрительных образов, и мозг фиксирует эту взаимосвязь. А в дальнейшем, при упоминании одного из этих образов мозг воспроизводит все ранее связанные между собой образы.

Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Для работы по обучению детей связной речи я решила воспользоваться готовыми схемами мнемотехники, которые в дальнейшем планирую выстроить в определенной системе.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Рассмотрим, как с помощью мнемотаблиц можно заниматься развитием речи детей.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Особенность методики заключается в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такая символика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Работа начинается с простейших символов, последовательно переходящих в мнемодорожки, и затем к мнемотаблицам.

Работа с мнемотаблицами

Символы должны быть максимально приближены к речевому материалу, например, для словосочетания «идет дождь» - используется картинка зонт/туча.
«Ветер дует» - наклонившееся дерево/спиралевидные пружинки,
Для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких - ёлка и т.д.

Целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов.

  • «Что/кто это?» - знак вопроса
  • «Какого цвета?» - палитра
  • «Какой формы предмет? – круг, овал, треугольник
  • «Какой величины?» - круг большой, круг маленький
  • «Запах» - нос
  • «Какой на вкус?» - лимон, соль, конфета, перец/ ротик
  • «Что можно приготовить из данного фрукта-овоща?» - вилка, ложка, тарелка/ поварской колпак, половник

Теперь посмотрим, как эти символы применимы на практике.
«Загадай загадку». Давайте попробуем с вами благодаря мнемотаблице загадать загадку о овощах и фруктах.

Этот овощ желтый(1), круглый(2), маленький(3), сладкий(4), растет под землей(5). Его можно есть(6) сырым или пареным. Это … (репа)

Мнемотаблица для загадки про репу

Этот фрукт оранжевый(1), круглый(2), большой(3), сладкий (кисло-сладкий)(4), растет на дереве(5) в теплых странах(5), из него можно приготовить сок(6). Это … (апельсин)

Мнемотаблица для загадки про апельсин

Если мы только начинаем обучать детей рассказывать при помощи схем (или это дети младшего возраста), то сначала можно загадывать, опираясь на карточки только верхнего ряда (мнемодорожка)

Попробуем при помощи мнемотаблицы составить описательный рассказ по теме «Дикие животные».

Мнемотаблица для составления рассказа про диких животных

Например, это белочка(1). Она маленькая(2), рыженькая(3). Хвост у нее длинный(4), пушистый(4), ушки у нее с кисточками(4). Белка живет(5) в дупле, любит(5) грибы, орехи, шишки. Мне нравится(6) белка, потому что она быстрая, ловкая, прыгучая.

Составление рассказа по мнемодорожке:

Составление рассказа по мнемодорожке

Наступила зимушка-зима. Земля, деревья и кусты покрыты белым, пушистым снегом. Вода в реках и озерах замерзла и превратилась в лед. Медведи, ежи, барсуки всю зиму спят. Некоторые животные меняют к зиме «шубку»: заяц становится белым, белка – серой. Зимующие птицы жмутся поближе к человеческому жилью: ищут корм и тепло. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки и лепят снеговиков.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании чистоговорок, скороговорок, загадок. Суть, как и при составлении рассказа, заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Чистоговорки

у лисы нора на улице жара вставать уже пора
РА-РА-РА
у лисы нора
РА-РА-РА
на улице жара
РА-РА-РА
вставать уже пора

Скороговорки

Идет пешком мышонок с мешком:

Идет пешком мышонок с мешком

На окошке крошку-мошку ловит лапой наша кошка:

На окошке крошку-мошку ловит лапой наша кошка

Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Примеры мнемотаблиц на заучивание стихотворения

Наши игрушки:

Много игрушек

в нашем саду.

Наши игрушки стоят на виду.

Кот в сапогах,

длинноухие зайцы,

и барабаны,

и балалайки.

Куклы нарядные в платьях сидят,

куклы на зайцев и мишек

глядят.

Мы

наши игрушки

не бьём,

не ломаем,

их у друзей не отнимаем.

Мнемотаблица на заучивание стихотворения про игрушки

Ходит осень:

Ходит

осень

в нашем парке.

Дарит

осень

всем подарки.

Бусы красные -

рябине,

фартук розовый -

осине,

зонтик желтый -

тополям,

фрукты

осень

дарит нам.

Мнемотаблица на заучивание стихотворения про осень

Итак, мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение героев сказок, явлений природы, действий, путем выделения главных смысловых линий сюжета.

Это прекрасный дидактический материал по развитию связной речи ребенка. Их используют для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составления рассказов,
  • при пересказе произведений художественной литературы,
  • загадывании загадок,
  • призаучивании чистоговорок, стихов.

Рекомендации по использованию мнемодорожек и мнемотаблиц.

  • Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо создавать цветные мнемотаблицы. У детей в этом возрасте остаются отдельные яркие образы: ягодка – красная, елочка – зелёная.
  • Для детей старшего возраста, схемы рекомендуется рисовать одноцветными, чтобы не отвлекать внимание ребенка яркими красками в символических изображениях.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности. Любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Надо отметить, что дошкольники испытывают некоторые сложности в работе с мнемотаблицами, т.к. поначалу трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, т.к. связная речь является показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Скачать архив с презентацией и сопроводительным текстом

publish