Игры для поэтапного формирования слоговой структуры

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Я предлагаю игры для поэтапного формирования слоговой структуры.

1. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации.

1. Вот какие мы
Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.
Инструкции:

  • «Покажите свой живот, свою спинку. Живот — впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»;
  • «Что у <Лены> впереди, что сзади?»

2. Наводим порядок
Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.
Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.
Инструкции:

  • «Найдите пару»;
  • «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений);
  • «Правильно наденьте чешки». И др.

3. Одеваем куклу
Ход игры. Перед детьми — кукла и предметы одежды для нее. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.
Инструкции:

  • «Застегните пуговицы спереди (сзади)»;
  • «Завяжите шарф спереди (сзади)»;
  • «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др.

4. Зарядка для кукол
Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др.
Дети выполняют инструкции.
Инструкции:

  • «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»;
  • «Расскажи, что ты сделал». И др.

4. Далеко-близко
Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко).
Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от <Светы>».)
2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве.

1. Расскажите, что видите
Вариант 1
Ход игры. Впереди и позади детей - игрушки.
Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Расскажите, какие игрушки вы видите впереди, какие — позади».

Вариант 2
Ход игры. Логопед и дети стоят у окна.
Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Расскажите, что вы видите впереди, что - позади».

2. Подберите дорожку
Ход игры. Логопед выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов (например: собаку и конуру) на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются полоски разной длины - «дорожки».
Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.
Инструкция:

  • «Подберите дорожку, чтобы собака смогла дойти до своей конуры». (Образец ответа: «Собака далеко от конуры, ей нужна длинная дорожка».)

3. Впереди-позади
Ход игры. Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют всех, кто оказался впереди и позади.
Инструкции:

  • «<Ваня>, встань позади <Светы>»;
  • «Расскажи, кто впереди (позади) тебя»;
  • «Расскажи, кто впереди (позади) <Светы>». И др.

4. Живые вагончики
Ход игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют их пространственные позиции.
Инструкции:

  • «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позади мишки»;
  • «Расскажи, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др.
3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве

1. Новый год
Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки и медвежонка.
Логопед прикрепляет изображения предметов (звезду, шар, бусы) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Дети отвечают на вопросы.
Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар — пониже. Бусы будут висеть совсем низко».
Вопросы логопеда:

  • «Что висит высоко?»;
  • «Что висит низко?»;
  • «Что висит выше бус?»;
  • «Где висит звезда?»;
  • «Где висит шар?»;
  • «Где висят бусы?»

2. Белка на елке
Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки.
Логопед прикрепляет изображения предметов (шишку, белку) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы.
Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопрос.
Примерный текст: «Шишка высоко висит. Белка низко сидит»; «Белка — прыг-скок по веткам. Теперь белка высоко. Достала шишку».
Вопросы логопеда:

  • «Где висит шишка?»;
  • «Где сидит белка?»;
  • «Куда забралась белка?»

3. Солнечный зайчик
Ход игры. Игра проводится в солнечный день.
Логопед с помощью зеркала перемещает солнечный зайчик по комнате.
Дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко». И т.д.

4. Коврики
Ход игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши.
Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.
Инструкции:

  • Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа.
  • Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник.
  • В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу

5. Выбери дорожки
Ход игры. У каждого ребенка - две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга.
Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.
Инструкция:

  • «Выберите дорожку для зайчика». (Образец ответа: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка, этот зайчик близко к домику, ему нужна короткая дорожка».)
4. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий (динамических, темпоральных и других характеристик движений)
4.1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.

1. Движения животных
Ход игры. Перед ребенком на столе находятся три игрушки, например: медведь, лошадь, заяц. Логопед поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, мишка - медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь — в умеренном темпе, плавно). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы.
Вопросы логопеда:

  • Скажи, как двигается мишка? лошадка? зайчик?
  • Кто двигается быстрее?
  • Кто двигается медленнее? И др.

2. Танец листьев
Ход игры. Логопед берет листья, поднимает руки вверх и показывает «танец листьев» (колебательные движения из стороны в сторону) в заданном темпе. Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец листьев».

3. Делай как я
Воспроизведение серий движений руками.
Ход упражнения. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет серии вначале из двух, затем из трех движений:

1) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...;
руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...;
руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...;
руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... И др.;

2) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, вверх...;
руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... И др.
Дети выполняют инструкции.

Инструкции:

  • «Делайте как я»;
  • «Продолжайте сами».

4. Веселые инструменты
Ход игры. Логопед берет музыкальный инструмент (барабан, бубен, металлофон) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в заданном темпе).
Нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы.
Инструкция:

  • «Слушай внимательно, хлопай так же».

Вопросы логопеда:

  • Какой инструмент играл?
  • Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан? И др.

5. Передай привет
Ход игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном логопедом темпе (или ритме; и темпе, и ритме), затем отвечают на вопросы.
Инструкция:

  • «Передай привет правильно».

Вопросы логопеда:

  • Как хлопали по твоему плечу?
  • Сколько раз хлопнули?
  • Хлопки одинаковые или разные? И др.

6.Танцующие снежинки
Ход игры.
На фланелеграфе - ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, постукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Логопед разъясняет назначение символов.
Инструкция:

  • «Смотрите на картинки и хлопайте (топайте, постукивайте) правильно».
4.2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук

Упражнение 1
Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.
Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

Упражнение 2
Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе.
Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.

Упражнение 3
Чередование разного количества поочередных прикосновений. Например: два прикосновения большого пальца к указательному, одно прикосновение большого пальца к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).

«Игра на рояле» - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.

Упражнение 4
Выполнение поочередного сгибания в кулак и поочередного разгибания пальцев. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).

5. Формирование слоговой структуры слова

(восприятие и проговаривание лексических единиц)

5.1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов)

Упражнение 1
Определение длины звучания языковой единицы, показ символа (короткого или длинного флажка) по следам восприятия гласных звуков, слогов, слов разной длины.
Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов, и одна предметная картинка, например: самолет. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Назовите картинку, выберите символ для слова».

Речевой и картинный материал:
1) еж, дом, пух, мех, кот, кит, бык, вол, пол, мак, шар, гном, хлеб, блин, слон, лист, мост, куст, зонт, кекс и т.п.;
2) бегемот, самолет, самокат, попугай, барабан, сарафан, помидор, телефон, магазин, молоток, колобок, носорог, бабочка, лягушка, дельфины, пуговица, гусеница, черепаха, карусели, велосипед и т.п.

Упражнение 2
Подбор слов к символу без опоры на предметные картинки.
Ход упражнения. Логопед показывает один из символов, обозначающий длину слова. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Придумайте слова, подходящие для символа».

Упражнение 3
Классификация предметных картинок на основе определения длины названия.
Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов и набор предметных картинок. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Назови картинки, положи каждую к нужному символу».

Упражнение 4
Оценка правильности подбора символа к предложенной языковой единице.
Ход упражнения. Каждый ребенок называет гласный звук (слог, слово) различной длины звучания. Логопед в произвольном порядке выбирает символ для произнесенной языковой единицы. Дети выполняют инструкцию, а затем определяют, правильно ли подобран символ.
Инструкция:

  • «Произнесите звук (слог) коротко или длительно»;
  • «Произнесите длинное (короткое) слово;
  • «Определите, подходит ли флажок к этому звуку (слогу, слову)».

Упражнение 5
Оценка соответствия длины языковой единицы и символа.
Ход упражнения. На магнитной доске - предметная картинка (например, кот) и символ, обозначающий длину слова (например, длинный флажок).
Дети выполняют инструкции.
Примечание. Картинки и символы меняются (неправильный подбор чередуется с правильным). Инструкции повторяются.
Инструкции:

  • Произнесите название картинки.
  • Это длинное слово или короткое?
  • Правильно подобран флажок? Если нет, выберите нужный.

Речевой и картинный материал: см. упражнение 3.

5.2. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц

Упражнение 1
Определение количества коротких (длинных) языковых единиц (у-у-у) и выкладывание соответствующего числа символов (кружков, квадратиков и т.д.).

Упражнение 2
Воспроизведение количества коротких (длинных) языковых единиц (о-о-о) на основании заданного числа зрительно воспринимаемых символов.
На доске - два-три варианта схем ритмического рисунка
Дети слушают и выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Подбери к песенке нужную схему».
5.3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности

Есть или нет?
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть лунА? А лУна?»

Речевой материал: лунА, лУна, совА, сОва, лАпа, лапА, пилА, пИла, лисА, лИса, тУча, тучА, слОны, слонЫ, рукА, рУка, ногА, нОга, головА, гОлова.
Картинный материал: луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.

Бывает - не бывает?
Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: басо-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басока>? А <собака>?»

Примерный речевой материал:
басока - собака, магазан -магазин, самалат - самолет, газема — газета, телефан — телефон, тапата - лопата, мосалет - самолет, ровобей - воробей, томолок - молоток.

Найди слово
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: <лисак>. Покажите подходящую картинку».

Речевой материал:
а) добавление звуков: лисак - лиса, лунак - луна, пилак - пила, рукан - рука;
б) перестановка слогов/звуков: мотолок - молоток, моколо - молоко, басака - собака, рагуда - радуга, бугама - бумага, велописет - велосипед, тевелизор - телевизор, бемигот - бегемот;
в) перестановка звуков: чашак - чашка; тывка — тыква; фрутки - фрукты; порав - повар.
Картинный материал: лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.

Закончи слово
(на основе восприятия инициальной части лексической единицы)
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: бума..., забо...».

Речевой и картинный материал:
а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:
бума...(га), забо...(ры), руба...(ха), пана...(ма), маши...(на), соба...(ка), газе...(та), лопа...(та), часи...(ки), бана...(ны), раду...(га), моло...(ко), воро...(на), соро...(ка), коро...(ва), доро...(га), топо...(ры), мали.„(на) 
б) слова со стечениями согласных звуков:
коф...(та), пал...(ка), бел...(ка), вет...(ка), бан...(ка), пол...(ка), лам...(па), руч...(ка), мыш...(ка), птич...(ка), спич...(ка), свеч...(ка), конфе...(та) 
в) слова из двух слогов без стечений согласных звуков:
но...(га), ли...(са), ли...(цо), лу...(на), лу...(жа), ту...(ча), ру...(ка), но...(ты).

  • «Я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: <...бина, ...тошка, ...шонок>».

Речевой материал: (ду)...бина, (кар)...тошка, (ры)...балка, (ка)...бина, (бо)...тинки, (бу)...тылка, (жур)...налы, (ска)...калка, (мы)...шонок; (ко)...тенок, (зай)...чонок, (те)...ленок; (ба)...тарейка, (пис)...толеты, (ав).„тобу-сы, (по)...росенок; (дуби).-.на, (картош)...ка, (ры-бал)...ка,

Чем похожи слова?
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых имеют одинаковую финальную часть, например: цветок, листок, молоток. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • Чем похожи слова? (У слов одинаковый конец.)
  • Чем различаются? (Разное начало.)»

Речевой и картинный материал:
цветок, листок, молоток; утка, мышка, белка, ветка; палка, банка, полка, ручка; сумка, вилка, миска, кепка; капли, вафли, туфли; маски, каски, банки, тапки; сова, тыква, голова.

  • «Найдите маленькое слово в большом»

Речевой материал:
колобок, клубок, цветок, молоток, рыбак, чайка, лайка, майка, листок, полка, колосок, волосок, поясок и т.п.

Сделай одно слово из двух
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух предметных картинок, при соединении названий которых можно получить новое слово, например: вол и осы. После называния картинок дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Сделайте одно слово из двух».

Речевой материал:
вол + осы; пол + осы; верх + ушки;
корм + ушки; вол + на; мак + ушки;
маска + рад; кар + точка.
Картинный материал:
вол, осы, пол, верх, ушки, корм, на, мак, маска, радостное лицо ребенка (рад), изображение вороны с открытым клювом (кар), точка.

  • «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово».

Речевой материал:
дыра (рады);
насос (сосна);
сосна (насос);
лама (мала);
банка (кабан);
чайка (качай);
лыжи (жилы);
мышка (камыш).
Картинный материал:
дыра, насос, сосна, лама, банка, кабан, чайка, лыжи, мышка

Добавлялки
Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех-четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов,
например: еж, дом, кот, шар.
Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию.
Инструкция:

  • «Я начну, а вы закончите».

Вам помогут картинки. <Колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот).
Повторите все: колючий еж, воздушный шар, высокий дом, пушистый кот>».

Речевой и картинный материал:
колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот);
хитрая... (лиса), мягкая... (вата), холодная... (вода), веселые... (дети);
веселый... (гном), свежий... (хлеб), горячий... (блин), кленовый... (лист);

Скачать статью в формате PDF

publish