Взаимодействие ДОУ и СОШ: формирование речевой деятельности дошкольников и школьников

Круглый стол 28.10.2019 «Организация преемственности с целью формирования всех форм мыслительной и речевой деятельности дошкольников и школьников»

Круглый стол "Организация преемственности" 01

Преемственность в речевом развитии с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника может иметь самые разные формы.

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. С позиции школы связь ДОУ и СОШ – это опора на те знания, навыки и умения, которые ребенок приобретает в дошкольном учреждении, пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Правильная подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами.
Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.

Программа речевого развития дошкольника строится на основе требований, предъявляемых к будущему первокласснику.

Основные задачи и направления речевого развития дошкольников тесно переплетаются с основными задачами речевого развития младших школьников и включают в себя следующие цели:

  • формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса;
  • развитие окружающей дошкольника речевой среды;
  • выработка культуры общения;
  • формирование связной речи;
  • совершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.
Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков

Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они (знания) должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:

1. Наглядные методы: наблюдение во время экскурсий и прогулок; рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; словесное описание игрушек и изображений; пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.

2. Словесные методы: чтение и пересказ художественных произведений; рассказывание с опорой на наглядный материал и без него; заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть; обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа; составление рассказа по группе картинок.

3. Практические методы: дидактические игры на развитие речи дошкольников; инсценировки; игры-драматизации; пластические этюды с комментированием; хороводные игры.

Работа над звукопроизношением

Занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять звуковой анализ слова. А успешное овладение фонематической структурой слов – это залог грамотного письма в дальнейшем.

Развитие интонационной стороны речи (ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи) - это развитие тех элементов, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуко-интонационной стороной речи.

Обогащение активного словарного запаса

Цель занятий по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении - научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова, а также уметь правильно использовать их в речи.

Формирование грамматического строя речи

Развитие речи дошкольников включает в себя работу по обучению детей применять слова в правильном числе, роде и падеже. Занятия обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотному употреблению "трудных" глаголов: "раздеть-снять", "одеть-надеть". Добиться правильного использования этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. Например, во время сборов на прогулку можно предложить ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.).

Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Дети очень любят игры такого плана: "Назови детеныша от названия его мамы" (у ежика - ежонок, но у лошади - жеребенок, "Придумай слово длиннее" (весна - весенний, веснушки).

Формирование умения строить связные высказывания

Описания, рассуждения, повествования - это основа речи. После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов - научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений - связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя грамотную речь. Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. На занятиях в детском саду и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений.

Круглый стол "Организация преемственности" 02

На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь:

  • строить связный рассказ по предложенной картине;
  • пересказывать небольшие художественные произведения;
  • поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками;
  • использовать в своей речи слова вежливости;
  • отвечать на вопросы полным предложением.

Таким образом, результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольных учреждений должно быть развитие личностных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Скачать статью в формате PDF

publish