-
Главная страница
-
Консультации педагогам
- Протокол обследования речи
- Речевая карта ребенка
- Дефекты смягчения согласных
- Предупреждение дислексии и дисграфии
- Развитие навыка звукобуквенного анализа
- Развитие связной речи с помощью мнемотаблиц
- Как разнообразить занятия по автоматизации звуков?
- Самообразование: Преодоление нарушений слоговой структуры слова
- Игры с песком для развития речевых способностей детей Взаимодействие ДОУ и СОШ: формирование речевой деятельности
- Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
- Игры для поэтапного формирования слоговой структуры
-
Консультации педагогам
Взаимодействие ДОУ и СОШ: формирование речевой деятельности дошкольников и школьников
Круглый стол 28.10.2019 «Организация преемственности с целью формирования всех форм мыслительной и речевой деятельности дошкольников и школьников»
Преемственность в речевом развитии с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность в речевом развитии дошкольника и младшего школьника может иметь самые разные формы.
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. С позиции школы связь ДОУ и СОШ – это опора на те знания, навыки и умения, которые ребенок приобретает в дошкольном учреждении, пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Правильная подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами.
Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.
Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Программа речевого развития дошкольника строится на основе требований, предъявляемых к будущему первокласснику.
Основные задачи и направления речевого развития дошкольников тесно переплетаются с основными задачами речевого развития младших школьников и включают в себя следующие цели:
- формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса;
- развитие окружающей дошкольника речевой среды;
- выработка культуры общения;
- формирование связной речи;
- совершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.
Методы, применяемые для формирования у детей речевых навыков
Ребенок 6-7 лет по-прежнему любит играть. Поэтому, чтобы процесс получения знаний у него проходил успешно, они (знания) должны подаваться в интересной форме. Что же сможет увлечь малыша? Методика развития речи дошкольников включает в себя такие интересные приемы подачи информации и достижения успешной результативности обучения:
1. Наглядные методы: наблюдение во время экскурсий и прогулок; рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; словесное описание игрушек и изображений; пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов.
2. Словесные методы: чтение и пересказ художественных произведений; рассказывание с опорой на наглядный материал и без него; заучивание стихов и маленьких отрывков прозы наизусть; обобщающая беседа по смыслу сказки, рассказа; составление рассказа по группе картинок.
3. Практические методы: дидактические игры на развитие речи дошкольников; инсценировки; игры-драматизации; пластические этюды с комментированием; хороводные игры.
Работа над звукопроизношением
Занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста включают в себя упражнения на дифференциацию определенных звуковых групп: звонких и глухих, шипящих и свистящих, твердых и мягких. Выполнение таких упражнений учит ребенка не только слышать звуки, но и вычленять их из общего потока, выполнять звуковой анализ слова. А успешное овладение фонематической структурой слов – это залог грамотного письма в дальнейшем.
Развитие интонационной стороны речи (ритм, мелодика, сила голоса, тембр, темп речи) - это развитие тех элементов, которые делают общение живым и ярким. Важно с раннего возраста научить малыша правильно пользоваться звуко-интонационной стороной речи.
Обогащение активного словарного запаса
Цель занятий по развитию речи в подготовительной группе в этом направлении - научить ребенка подбирать антонимы, синонимы, различать многозначные слова, а также уметь правильно использовать их в речи.
Формирование грамматического строя речи
Развитие речи дошкольников включает в себя работу по обучению детей применять слова в правильном числе, роде и падеже. Занятия обязательно включают в себя упражнения на обучение грамотному употреблению "трудных" глаголов: "раздеть-снять", "одеть-надеть". Добиться правильного использования этих понятий можно только путем постоянного закрепления полученных знаний в игровой деятельности и повседневной жизни. Например, во время сборов на прогулку можно предложить ребенку рассказать, что он делает (надевает шапку, одевает куклу и т. п.).
Развитие речи в подготовительной группе включает в себя также обучение словообразованию. Дети очень любят игры такого плана: "Назови детеныша от названия его мамы" (у ежика - ежонок, но у лошади - жеребенок, "Придумай слово длиннее" (весна - весенний, веснушки).
Формирование умения строить связные высказывания
Описания, рассуждения, повествования - это основа речи. После того как ребенок начал говорить, задача родителей и педагогов - научить его правильно строить из слов предложения, а из предложений - связный текст. С самого раннего детства малыш должен слышать вокруг себя грамотную речь. Для этого с ним нужно много разговаривать, читать книжки, смотреть и комментировать развивающие мультфильмы. На занятиях в детском саду и дома для развития связной речи в этом направлении рекомендуется использование дидактических упражнений.
На конец учебного года в подготовительной группе ребенок должен знать и уметь:
- строить связный рассказ по предложенной картине;
- пересказывать небольшие художественные произведения;
- поддерживать беседу со взрослыми и сверстниками;
- использовать в своей речи слова вежливости;
- отвечать на вопросы полным предложением.
Таким образом, результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольных учреждений должно быть развитие личностных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.