Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста

В детском саду обучение детей грамоте происходит поэтапно: сначала детей знакомят со звуками родного языка, а затем с буквами. Звукобуквенный анализ, являясь фундаментом усвоения детьми грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у старших дошкольников и младших школьников.

Звукобуквенный анализ – это способность определить порядок звука в слове, выделить каждый звук изолированно, дать ему характеристику (согласный — гласный, твердый — мягкий, глухой — звонкий) и соотнести звук с обозначающей его буквой.

У дошколят часто возникают проблемы при усвоении программного материала по подготовке к обучению грамоте, поскольку категории этого раздела являются трудными для восприятия. Данная проблема особенно остро стоит при обучении детей с нарушениями речи, но может коснуться и детей с нормальным речевым развитием. Ведь различение таких категорий грамоты, как «звук» и «буква», «согласный» и «гласный», «твердый» и «мягкий», «звонкий» и «глухой», ставят в тупик не только детей, но иногда и их родителей.

Работая с детьми с нарушениями речи, я взяла персонаж – Звуковичок, который в буквальном смысле на себе показывает характеристику звуков.

Звуковичок делает процесс звуко-буквенного анализа увлекательным, интересным, а главное наглядным. Ведь зрительная опора всегда служит надежным помощником слуховому восприятию.

1. Формирование языковых понятий

- А сейчас послушайте меня и скажите, что вы услышали?
Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно муравейник. (мы услышали рассказ)
- Молодцы!
- Из чего состоит рассказ? (из предложений)
- Кто может вспомнить первое предложение? (Муравей нашел большое зерно).
- Из чего состоит предложение? (из слов)
- Давайте сосчитаем, сколько слов в предложении «Муравей нашел большое зерно» (четыре)
- Назовите 1, 2, 3, 4 слово.
- Из чего состоит слово? (из букв)
- Если слово написано, то оно состоит из букв. А если мы слово слышим? (из звуков)
- Слова состоят из звуков речи

2. Формирование понятия «ЗВУК»

Я провожу игру «Послушаем звуки, которые нас окружают». Объясняю, что есть звуки, которые исходят от действий с различными предметами, есть звуки, которые мы издаем органами речи.
Прошу детей закрыть глаза, запомнить и назвать все, что они услышат.

  • Постучать – Это речевой звук?
  • А, О, М, К – Это …?
  • Как догадались, что 1й звук неречевой, а другой речевой?

Затем мы с детьми должны разобраться, как образуется речевой звук.

  • Что находится во рту у каждого из вас?
  • Что еще необходимо для образования звуков?
    • Положите ладошку на горло, скажите… Что заметили? голос дрожит. - Если при произнесении звуков «дрожит» горлышко, это значит работают голосовые связки, или по-другому - голос. Голосовые связки работают не всегда. При образовании одних звуков голос отдыхает, а при образовании других, он работает. Об этом мы поговорим с вами позже.
    • Поставьте ладонь к губам, повторите… - воздушная струя
  • Скажите, можем ли мы увидеть звук?
    • За экраном не произношу или произношу звуки. Интересуюсь, какой звук они услышали, смогли ли его увидеть.
  • Посчитайте, сколько звуков я произнесла: А И Т К В
3. Знакомство с графическим изображением языковых единиц

- У вас на столах лежат прямоугольные полосочки, цветные кружочки, кассы букв.
- Возьмите в руки полоски. Ими мы будем обозначать части слов, а также с их помощью составлять схемы предложений.
- Возьмите цветные кружочки. Этими кружками мы будем обозначать звуки речи. Какие-то звуки мы будем обозначать только красным цветом, какие-то только синим, какие-то только зеленым.
- Возьмите кассы букв. Все буквы в кассе расположены в определенном порядке. Такой порядок называется - алфавит.
- Самая первая буква в алфавите - это буква А. Достаньте из кармашка все буквы А. Мы видим, что есть большая буква А, есть маленькая буква А.

Когда мы даем понятия «буква» и «звук», мы их четко должны разграничивать:
Звуки- слышим, произносим, буквы – пишем, видим.
Чтобы процесс запоминания языковых понятий протекал легче и интересней, я нашла короткие и легко заучиваемые стихотворения.

ЗВУКИ я ушами слышу,
Звуки ртом произношу
БУКВЫ я глазами вижу,
Буквы я рукой пишу.

4. Звуки, которые мы произносим бывают разными

Одни звуки мы произносим свободно (А-О-У-Ы-Э-И), при произнесении других звуков встречается препятствие (губы, зубы, язык). Поэтому все звуки мы будем делить на 2 группы: гласные и согласные.

Звуки ГЛАСНЫЕ поются,
Изо рта на волю рвутся,
Вылетают без преград,
Песню звонкую кричат.

*Знакомлю со Звуковичками гласных звуков.
* Хорошо давать задание на определение гласного звука по беззвучной артикуляции (для профилактики дисграфии)

А СОГЛАСНЫЕ согласны
И во рту звучать прекрасно.
И мычат, шипят, рычат,
Только петь вот не хотят.

* Знакомлю с обозначением согласного звука.

5. Когда мы знакомим детей с согласным звуком, мы учим отличать «звонкие» и «глухие» согласные

Тихий звук, почти как шепот,
Еле слышим мы с тобой,
Это значит звук ГЛУХОЙ.
Звук звенит как колокольчик,
Слышен далеко вокруг,
Это значит ЗВОНКИЙ звук.

* «Одеть» на звуковички нужную «шапочку» - колокольчик или соломенную

6. Когда знакомим с понятиями «твердые» и «мягкие» согласные:

ТВЕРДЫЙ звук, как лед зимой
Твердый, синий, неживой.
МЯГКИЙ звук, как травка в мае
Мягкая, зеленая, живая.

* Знакомлю с обозначением мягкого согласного + «Шапочка» колокольчик или соломенная

7. «Звуковые домики»

Звуковички очень нравятся детям, поскольку позволяют «оживить» такую сухую информацию, как характеристика звуков. Ребенок каждый раз создает нового Звуковичка, со своим «характером», иногда похожего на предыдущего, а порой совсем иного. И на каждом занятии дети предвкушают, каким же сегодня будет их любимый персонаж.

Напоследок хочу дать несколько советов.

1.Когда знакомите с новым звуком, проговорите артикуляцию! И добейтесь от детей характеристику звука.

2. Когда дети должны услышать новый звук среди потока звуков, прикрывайте рот экраном.

3. Когда учите детей делить слова на слоги, обратите их внимание на слогообразующую роль гласных звуков: сколько гласных, столько слогов. (папа, панама, кот)

4. Картинки подбирайте, чтобы звучание слова не расходилось с написанием.

5. Если детям не давали понятие «мягкий» согласный, то не давайте задания на синтез слогов с гласным звуком И. При подборе слога к схеме, следите, чтобы ребенок не называл слог с мягким согласным.

  • Если детям не давали мягкий согласный, не подбирайте картинки с мягким звуком. (Если даете звук и букву П: парта, папа, папка, пушка, но не петух, спина..)

6. Когда знакомите с согласной буквой, называйте ее кратко, как звук. Это в дальнейшем облегчит процесс обучения чтению.

7. Когда дети выкладывают слог или слово на столах, напомните им направление: слева направо.

Скачать статью в виде файла Microsoft Word

publish