-
Главная страница
-
Проекты и мероприятия
- Интеллектуальные конкурсы "Знай-ка" и "Совёнок" - 2020
- Проект для конкурса "Учитель-логопед Солнечногорья-2019"
- Проект "Откуда хлеб на стол пришел" Проект дидактической игры "Звуковые узоры"
- Конкурс чтецов "Детства волшебное царство" - 2019
- Технология сохранения и стимулирования здоровья детей
- Технология формирования слоговой структуры слова у дошкольников
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технология использования песочной терапии
-
Проекты и мероприятия
Проект дидактической игры "Звуковые узоры"
Участие во всеросийском конкурсе
«На лучшую методическую разработку дидактической игры»
Цель игры
1) научить слышать и выделять звуки в словах;
2) закрепить умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
3) закрепить умение различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой, акустически близкие по звучанию);
4) познакомить и закрепить названия цветов и оттенков;
5) научить ориентироваться на листе бумаги;
6) развить самоконтроль
Подготовка к игре
Для проведения игровых занятий понадобятся:
- игровое поле, разбитое на: 9 клеток (3х3) ; 16 клеток (4х4); 25 клеток (5х5)
- фишки различных цветов. Фишки размером 3х3 см изготавливаются из цветного картона.
Перед тем, как ребенок начнет выкладывать узор, следует вспомнить вместе с ним названия цветов и оттенков.
Для «узнавания» нужного звука детям предлагается:
1) общепринятое обозначение:
- гласных звуков – красный цвет
- согласных звуков – синий цвет
- мягких согласных звуков – зеленый цвет
2) цвет жетона определяется по наличию отрабатываемого звука в названии цвета
- В названии какого цвета мы услышим звук О?
- В названии какого цвета мы услышим звук Б или Бь?
Звук / Предполагаемые ответы детей:
А - салатовый, оранжевый
О - розовый, желтый, черный
У - голубой, изумрудный, бирюзовый
И - бирюзовый, коричневый
Ы - красный, серый, желтый
Э - серый, белый
Б - голубой, белый, болотный, бирюзовый
П - пух, потолок - белый
В - васильковый, вишневый, оранжевый, салатовый
Ф - фиолетовый
Г - голубой
К - коричневый
Д - шоколадный
Т - желтый, фиолетовый, салатовый
Ж - желтый, оранжевый
Ш - шоколадный, вишневый
З - розовый, золотой
С - серый, серебряный, салатовый
Л - голубой, желтый, салатовый, малиновый
Р - розовый, серый, коричневый
Если ребенок затрудняется назвать нужный цвет
- следует помочь показом этого цвета на цветовом спектре;
- или помочь наводящими вопросами («Как называется светло-зеленый цвет?» - салатовый);
- или объяснить происхождение названия цвета («Есть такой полевой цветок – василек. Он ярко-синего цвета. Такой цвет называется васильковый»);
- или сыграть на ассоциации. Например, при выборе цвета фишки для звука П - «Каким цветом бывает потолок, пух, простынь?» - белым (т.к. трудно подобрать название цвета с со звуком П)
Ход игры
Раздать каждому ребенку игровое поле (3х3, или 4х4, или 5х5). Затем предложить подобрать фишки нужного цвета, которым будет обозначать звук, отрабатываемый на занятии.
Например, отрабатывается звук О. Ведущий спрашивает: «В названии какого цвета мы можем услышать звук О?». Дети предлагают варианты цветов: «Желтый, розовый, черный и т.д.». Ведущий выбирает один из предложенных детьми вариантов и называет цвет, в названии которого звука О нет. Он раздает детям фишки двух цветов (например, желтого и серого цветов).
Далее следует объяснить детям, что вы будете произносить слова, а дети будут эти слова «шифровать» фишками. Фишки нужно класть в направлении слева направо, начиная с верхней строчки. Одна клетка – это одно слово. Если в слове будет слышен звук О, то на клетку нужно будет положить фишку желтого цвета. Если звук О в слове не слышится, то серого цвета.
Если дети внимательно будут слушать слова и выделять нужный звук, то на их игровом поле получится узор. Получившийся узор следует продемонстрировать детям (заранее его подготовить), чтобы они могли сверить со своим узором и убедиться в том, что они не допустили ошибок.
1. Определение гласного и согласного звуков
1.1. Определение гласного звука в начале слова – в сильной позиции
игровое поле 3х3, красная фишка обозначает гласный звук, синяя – согласный звук
1.2. Определение гласного звука в начале слова - в слабой позиции
игровое поле 4х4, красные фишки обозначают гласные звуки, синие – согласные звуки
1.3. Определение гласного звука в конце слова – в сильной позиции
игровое поле 3х3, красные фишки обозначают гласные звуки, синие – согласные звуки
1.4. Определение гласного звука в начале слова - в слабой позиции
игровое поле 4х4, красные фишки обозначают гласные звуки, синие – согласные звуки
2. Работа с гласными звуками
2.1.1. Звук А – в сильной позиции
игровое поле 3х3, салатовая фишка обозначает, что в слове есть звук А, желтая фишка - звук А в слове отсутствует
2.1.2. Звук А – в слабой позиции
игровое поле 4х4, салатовая фишка обозначает, что в слове есть звук А, зеленая – звук А отсутствует
2.2. Звук О
игровое поле 3х3, желтая фишка обозначает, что в слове есть звук О, серая – звук О отсутствует
игровое поле 4х4, голубые фишки (цвет голубой) обозначают, что в словах есть звук О, белые – звук О отсутствует
2.3.1. Дифференциация звуков А-О (звук А в сильной позиции)
игровое поле 4х4, салатовые фишки обозначают, что в словах есть звук А, зеленые – мы слышим звук О
2.3.2. Дифференциация звуков А-О (звук А в слабой позиции)
игровое поле 5х5, оранжевые фишки обозначают, что в словах есть звук А, голубые – звук О
3. Работа с согласными звуками
3.1.1. Определение согласного звука Т в начале слова
игровое поле 4х4, желтые фишки обозначают, что в словах есть звук Т, «окно» (т.е. ничего не кладем) - звук Т отсутствует
3.1.2. Определение согласного звука Т в конце слова
игровое поле 5х5, салатовые фишки обозначают, что в словах есть звук Т, голубые– звук Т отсутствует
3.2.1. Дифференциация твердых и мягких согласных. Звуки Т-Ть в начале слова
игровое поле 5х5, синие фишки обозначают, что в словах есть звук Т; зеленые – звук Ть
3.2.2. Звуки Т-Ть в конце слова
игровое поле 4х4, синие фишки обозначают, что в словах есть звук Т; зеленые – звук Ть
3.3.1. Дифференциация звонких и глухих звуков. Дифференциация Т– Д в начале слова
игровое поле 4х4, желтые фишки обозначают, что в словах есть звук Т; фишки шоколадного цвета – звук Д
3.3.2. Дифференциация Т– Д в середине слова
игровое поле 5х5, желтые фишки обозначают, что в слове есть звук Т; фишки шоколадного цвета – звук Д
3.4.1. Дифференциация звуков П-Т
игровое поле 4х4, белыми фишками обозначаем звук П (пух, потолок – белые); фиолетовыми– звук Т
3.4.2. Дифференциация звуков П-Т-К
игровое поле 5х5, белыми фишками обозначаем звук П (пух, потолок – белые); фиолетовыми– звук Т; коричневыми – звук К