-
Главная страница
-
Проекты и мероприятия
- Интеллектуальные конкурсы "Знай-ка" и "Совёнок" - 2020
- Проект для конкурса "Учитель-логопед Солнечногорья-2019"
- Проект "Откуда хлеб на стол пришел"
- Проект дидактической игры "Звуковые узоры"
- Конкурс чтецов "Детства волшебное царство" - 2019
- Технология сохранения и стимулирования здоровья детей
- Технология формирования слоговой структуры слова у дошкольников Информационно-коммуникационные технологии
- Технология использования песочной терапии
-
Проекты и мероприятия
Информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе
Скачать файл технологии в формате PDF
Содержание
- Актуальность технологии
- Цель использования технологии
- Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях
- Принципы реализации ИКТ на логопедических занятиях
- Требования к отбору коррекционных задач при использовании информационных технологий
- Направления коррекционной работы с использованием компьютерных презентаций
- Преимущества ИКТ в логопедической практике
- Методика использования развивающих компьютерных игр
- Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях
- Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста
- Применение компьютерных программ на практике
- ИКТ в работе с педагогами
- ИКТ в работе с родителями
- Работа на страницах персонального сайта
- Результат использования технологии
Приложение 1. Анализ эффективности использования ИКТ в логопедической работе
Приложение 2. Трансляция собственного опыта по технологии
Приложение 3. Фотоматериалы
Актуальность
В последние годы врачами отмечается увеличение нарушений развития и явлений физиологической незрелости новорождённых. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде нарушений речи различной степени выраженности.
Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Цель использования технологии
Создание информационного пространства, в котором задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация – педагоги – дети и их родители.
Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях
Задачи ознакомительно–адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- знакомство детей с компьютерными программами;
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
Задачи коррекционно–образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
- развитие знаковой функции сознания;
- развитие психических функций.
Задачи творческого цикла:
Принципы реализации ИКТ на логопедических занятиях:
1) Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.
Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
2) Системный подход к коррекции речевых нарушений.
ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
- звукопроизношение
- просодические компоненты речи
- фонематический анализ и синтез, фонематические представления
- лексико – грамматические средства языка
- артикуляционная моторика
- мелкая моторика
- связная речь
3) Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов.
Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей – логопатов.
4) Принцип системности и последовательности обучения.
Использование полученных ранее знаний в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
5) Принцип доступности обучения.
Задания предъявляются в игровой форме в соответствии возрастными особенностями дошкольников.
6) Принцип индивидуального обучения.
ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
7) Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
8) Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию.
Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
9) Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание у детей – логопатов волевые и нравственные качества.
10) Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.
Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Требования к отбору коррекционных задач при использовании информационных технологий
1. Решение таких коррекционных задач, которые без применения компьютерных технологий решить затруднительно или практически невозможно.
2. Достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки.
3. Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к обучению.
4. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.
Направления коррекционной работы с использованием компьютерных презентаций
1. Работа над дыханием.
2. Развитие слухового восприятия.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Обогащение словарного запаса.
5. Совершенствование грамматического строя речи.
6. Формирование знаковой функции сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития.
7. Оформление логопедических уголков, изготовление пособий для индивидуальных занятий с детьми.
8. Подготовка и проведение презентаций для педагогов, родителей.
Преимущества ИКТ в логопедической практике:
- использование игровой формы обучения;
- полисенсорное воздействие, т.е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подход к обучению;
- объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
- формирование сотрудничества между ребенком и учителем – логопедом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно–развивающем процессе;
- экономия временных ресурсов.
Компьютер в полной мере может заменить магнитофон и зеркало, необходимые логопеду при коррекции звукопроизношения. Программа записи звука, микрофон и веб-камера заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к осознанным действиям (под руководством логопеда) по исправлению нарушенных звуков.
В памяти компьютера сохраняются образцы речи ребёнка в начале, в процессе и после окончания коррекции звукопроизносительной стороны. Давая малышу возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.
Логопед легко сможет находить и пополнять записи, создав папки с именами детей.
Методика использования развивающих компьютерных игр
В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть и обучающие программы для детей дошкольного возраста, и самостоятельно созданные материалы.
Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.
Физкультминутку для детей тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).
Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
- программа должна иметь указание на возраст ребенка;
- программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;
- объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;
- программа должна быть на русском языке;
- текст заданий, если он имеется, должен быть озвучен диктором;
- задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения; 7
- периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;
- желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;
- программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;
- чередование разных компьютерных игр.
Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. Игры-путешествия, "бродилки".
3. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Применение компьютерных программ на практике
1. «Веселые игры для развития речи» (И. Горохова)
2. «Игры для Тигры»
3. «Веселая азбука»
4. «Веселая логоритмика» (Е. Железнова)
5. «Пальчиковые игры» (Е. Железнова)
6. Развивающие игры «Мерсибо»
ИКТ в работе с педагогами
- Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;
- Консультативная помощь на страницах персонального сайта;
- Участие в профессиональных конкурсах;
- Участие в вебинарах.
В условиях Логопункта использование учителем-логопедом авторских слайд-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме.
ИКТ в работе с родителями
Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях Логопункта, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов:
- выступление на собраниях;
- участие в творческих конкурсах детей;
- изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей;
- консультативная помощь на страницах персонального сайта.
Работа на страницах персонального сайта
При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.
Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике:
- публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями;
- возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии;
- возможность отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога);
- авторство.
Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.
Результат использования технологии
Применение средств информационно-коммуникационных технологий в коррекционной деятельности помогает логопеду:
- способствуют лучшему закреплению и усвоению пройденного материала, так как занятие становится более увлекательным и наглядным;
- формируют целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, запоминаю;
- поддерживают внимание дошкольников в течение длительного времени;
- позволяют усовершенствовать формы организации и методы обучения, что способствует формированию гармоничной личности в условиях современного общества;
- способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, а также активизируют самостоятельную работу и инициативность;
- способствуют формированию мировоззрения личности дошкольника, формированию навыков социальной деятельности и взаимодействия;
- позволяют приобщить дошкольников к современным методам получения, обработки, хранения и передачи информации;
- дают возможность использования электронного материала в учреждении и в домашних условиях.
При всех положительных моментах использования ИКТ тщательно продумывается количество предъявленного материала, учитывается здоровьесберегающий режим проведения занятий. Коррекционная деятельность не может проходить исключительно из предъявления компьютерных игр и мультимедийных презентаций, они обязательно сочетаются с другими приемами и методами работы и дополняют их.
Следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях Логопункта, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Литература
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
3. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.
4. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
6. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
Приложение 1
Анализ эффективности использования технологии ИКТ в логопедической работе
2017-18 уч.г. | 2018-19 уч.г. | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Мотивация к занятиям | 32% | 96% | 24% | 100% |
Повышение педагогических компетенций у родителей | 10% | 80% | 8% | 88% |
Таким образом, эффективность использования ИКТ в логопедической работе доказана количественными показателями диагностики мотивации детей и повышения педагогических компетенций у родителей за период с 2017 по 2019 годы.
Приложение 2
Трансляция собственного опыта по технологии
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях |
Тема выступления | Уровень, название, место проведения, дата |
Конкурс профессионального мастерства «Учитель-логопед Солнечногорья – 2019» | Муниципальный уровень МБДОУ ЦПМСС 06.12. 2018 г. |
|
«Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях» Семинар для педагогов |
Уровень образовательной организации ДОУ МБДОУ «Детский сад № 14» 19.11.2018 г. |
|
Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов и др. | Тема открытого занятия, мероприятия, мастер-класса и др. | Уровень, место и дата проведения мероприятия |
«Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов |
Уровень образовательной организации МБДОУ «Детский сад № 14» 28.02.2018 г. |
|
«Звук и буква М» Открытое занятие для педагогов по обучению грамоте в старшей группе |
Уровень образовательной организации МБДОУ «Детский сад № 14» 30 марта 2018 г. |
|
«По произведениям К. Чуковского» Досуговое занятие-викторина в старшей группе в рамках «Книжкиной недели» |
Уровень образовательной организации МБДОУ «Детский сад № 14» 30.04.2018 г. |
|
«Детства волшебное царство». Конкурс чтецов среди детей среднего и старшего возраста ДОУ |
Уровень образовательной организации МБДОУ «Детский сад № 14» В рамках конкурса «Искорки Солнечногорья - 2019» 29.01.2019 г. |
|
«Фрагменты занятий с детьми» Показ видеоролика на родительском собрании в подготовительной группе |
Уровень образовательной организации МБДОУ «Детский сад № 14» 13.12.2019 г. |
|
Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте |
Адрес сайта, уровень | Тема, год публикации |
https://фонематика.рф/проекты_и_мероприятия/звуковые_узоры | Дидактическая игра «Звуковые узоры», 2019 г. | |
https://фонематика.рф/консультации_педагогам/занятия_по_автоматизации_звуков | «Как разнообразить занятия по автоматизации звуков?», 2020 г. | |
https://фонематика.рф/консультации_педагогам/преодоление_нарушений_слог_структуры_слова | «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста», 2020 г. | |
https://фонематика.рф/консультации_родителям/зачем_нужна_артикуляционная_гимнастика | "Зачем нужна артикуляционная гимнастика" Консультация родителям, 2019 г. |
|
https://фонематика.рф/конспекты_занятий/предложение_слово | "Предложение. Слово" (подготовительная группа) Конспект группового занятия, 2019 г. |
|
https://фонематика.рф/проекты_и_мероприятия/конкурс_чтецов_2019 | "Детства волшебное царство" Сценарий конкурса чтецов, 2019 г. |
|
https://фонематика.рф/консультации_педагогам/протокол_обследования_речи | Протокол обследования речи детей 6 лет, 2019 г. | |
https://фонематика.рф/консультации_педагогам/речевая_карта | Бланк - речевая карта, 2019 г. |
|
https://mendeleevo.tvoysadik.ru/site/pub?id=17 | «Показатели нормального развития речи» Консультация родителям, 2019 г. |
|
https://mendeleevo.tvoysadik.ru/site/pub?id=16 | «Зачем логопед задает домашнее задание» Консультация родителям, 2019 г. |
|
https://mendeleevo.tvoysadik.ru/site/pub?id=18 | «Этапы развития мелкой моторики» Консультация родителям, 2019 г. |
|
https://mendeleevo.tvoysadik.ru/site/pub?id=15 | «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет» Консультация родителям, 2018 г. |
Приложение 3
Фотоматериалы