Технология формирования слоговой структуры слова у дошкольников


Материалы технологии для скачивания

Скачать все материалы технологии в одном архиве


Содержание

Актуальность технологии
Цель использования технологии
Задачи коррекционной работы
Виды нарушений слоговой структуры
Причины нарушений слоговой структуры слова
Классификация А.К.Марковой
Методика изучения особенностей слоговой структуры слова

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

1. Подготовительный этап «Формирование предпосылок к овладению слоговой структуры слова»
2. Основной этап «Формирование звуко - слогового состава слов»
3. Заключительный этап «Автоматизация в речи слов различной слоговой структуры»

Результат использования технологии.
Перспективный план работы по коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Приложение 1. Анализ эффективности использования технологии формирования слоговой структуры слова у дошкольников 
Приложение 2. Трансляция собственного опыта по технологии
Список литературы      

 

Актуальность

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи носит системный характер. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, слоговая структура слова.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым логопеды сталкиваются все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения. Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.

Изучение и формирование слоговой структуры слова является одним из приоритетных и сложных направлений логопедической работы с дошкольниками. При осуществлении данной работы следует учитывать то, как происходит развитие слоговой структуры слова в онтогенезе. Также стоит обратить внимание на разные виды нарушений слогового состава слова и причины, лежащие в их основе.

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Однако механизмы нарушений звуко-слоговой структуры у детей с разными формами речевой патологии еще недостаточно изучены.

Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

 

Цель использования технологии

Последовательное, систематическое формирование предпосылок и овладение слоговой структурой слова, навыков правильного произношения слов разной степени сложности и подготовка к полноценному обучению грамоте.

Организуя работу по коррекции речи, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Формировать оптико-пространственную ориентацию, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
  • Развивать фонематическое восприятия.
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Формировать произносительные навыки.

 

Виды нарушений слоговой структуры

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:
  • а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: “моток” (молоток).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова (“на” - луна), в его середине (“гуница” - гусеница), слово может не договариваться до конца (“капу” - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного (“ка” - каша, “пи” - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными (“пувица” - пуговица).
Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется (“просоник” – поросёнок; “сахрница” - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

  • б) Итерация - увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (“тарава” - трава).

Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы “ раскладывание” слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки (“дирижабил” - дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

а) перестановка слогов в слове (“деворе” - дерево);
б) перестановка звуков соседних слогов (“гебемот” - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога:

а) сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (“капута” - капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения (“тул” - стул).
Данный дефект Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина выделяют как самый распространённый при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
б) вставка согласных в слог (“лимонт” - лимон).

4. Антиципации

Уподобление одного слога другому (“пипитан” - капитан; “вевесипед” - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова “упорствую”).

Это инертное застревание на одном слоге в слове (“пананама” - панама; “вввалабей” - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации

Соединение частей двух слов (“холодильница” - холодильник и хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется ещё и тем, что они отличаются большой стойкостью.

Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

В качестве причин нарушения слоговой структуры слова Гвоздев А.Н. [5], Швачкин Н.Х. [11] выделяли следующие:

1) сравнительная сила слогов (чаще всего ребенок произносит ударные и первые слоги в словах);
2) состояние слухового восприятия;
3) уровень артикуляционной моторики;
4) уровень мотивационной стороны деятельности. 

Данные причины следует учитывать в диагностике, а в дальнейшем опираться на них в коррекционной работе.

По мнению многих авторов, базовым периодом для овладения слоговой структурой является период лепетной речи. В этом возрасте ребенок произносит звуки с разной интонацией, громкостью, длительностью. Именно это играет ведущую роль в освоении слогового состава. Затем ребенок учится воспроизводить ударные слоги в словах, добавляет рядом стоящие слоги. После этого пытается воспроизвести контур слова и постепенно появляется возможность произносить все слово, передавать всю структуру. Завершается формирование данного направления к 3 годам. Дети к этому возрасту способны произносить слова любой структурной сложности.

 

Классификация А.К.Марковой

А.К.Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности и имеет четыре параметра:

1) ударность,
2) количество слогов,
3) линейная последовательность слогов,
4) модель самого слога.

Традиционно при исследовании слоговой структуры слова анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

Типы слов (по А.К.Марковой)

1 класс – двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2 класс – трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3 класс – односложные слова (дом, мак).
4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом (диван, мебель).
5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, тюльпан).
7 класс – трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8 класс – трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9 класс – трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10 класс – трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка). 
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14 класс – четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Кроме слов, входящих в состав 14 классов оценивается произношение и более сложных слов: “кинотеатр”, “милиционер”, “учительница”, “термометр”, “аквалангист”, “путешественник” и т.п.
Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов).

 

Методика изучения особенностей слоговой структуры слова

В настоящее время существует достаточно полная методика изучения слоговой структуры слова (Бабина Г.В. [2], Большакова С.Е. [3]). Она включает четыре серии заданий.

1. Выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и во фразе).
Пример – спонтанное произнесение слов по картинкам, отраженное и сопряженное проговаривание сложных по структуре и малочастотных слов, воспроизведение слов в составе словосочетаний и предложений.
2. Определение особенностей восприятия ритмических и структурных характеристик слова.
Пример – воспроизведение на слух цепочки слогов, определение длины слов, определение наличия искажений в слове.
3. Выявление возможностей организации движений.
Пример – выполнить серию артикуляционных упражнений (маятник - качели), серию движений руками и ногами (руки вверх, топнуть ногой), воспроизвести заданный ритм (ххх, х..Х).
4. Исследование особенностей ориентировки в пространстве.
Пример – перемещение в знакомом пространстве и манипулирование предметами (инструкции разной сложности, выкладывание геометрических узоров, рисование), изучение пространственных представлений.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте в соответствующих графах.

 

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

Процесс формирования слоговой структуры - это достаточно обширный вид работы. Как и любой другой вид деятельности имеет свою последовательность.
На основе различных методик (Большакова С.Е., Бабина Г.В., Ткаченко Т.А., Четверушкина Н.С.) была выстроена система работы по формированию слоговой структуры, которую я разделила на 3 этапа.

1. Подготовительный этап «Формирование предпосылок к овладению слоговой структуры слова».

На этом этапе работа ведется по двум направлениям:

1) формирование временно-пространственных представлений,
2) формирование слухового восприятия и чувства ритма.

Эти направления работы служат основой и имеют существенное значение для восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры.

Приемы работы. Можно использовать задания на копирование движений педагога; на чередование предметов по цвету, форме, величине; игру на инструментах в определенном ритме; пальчиковую и артикуляционную гимнастику.
После успешного прохождения первого этапа переходим ко второму.

2. Основной этап «Формирование звуко - слогового состава слов»

1. Воспроизведение звуков и слогов:
Работа начинается с восприятия и воспроизведения рядов гласных звуков. Затем дети учатся:

  • проговаривать сочетания однородных слогов с разным ударением, силой, интонацией (па-па-па);
  • воспроизводить цепочки слогов с разными гласными и согласными звуками (па-по-пу, па-та-ка);
  • воспроизводить слоги со стечением согласных (та - кта, по - пто);
  • проговаривать слоговые сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (та - да);
  • проговаривать слоговые сочетания с гласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (та-тя);
  • различать и проговаривать слова, близкие по слоговому составу (бок-бак-бык).

Приемы работы. Все слоги и слова проговариваются с разной силой, интонацией, ударением. В качестве материала можно использовать бусины, кубики, мозаику, карандаши, палочки.
От проговаривания слогов переходим далее к работе над словами.

2. Восприятие и воспроизведение слов различной слоговой структуры.
При осуществлении данного этапа целесообразно учитывать уровень сложности различных слов, т.е. опираться на классы слов с различными типами слогов (Маркова А.К.). Работу следует начинать со слов с максимально простой слоговой структурой и с доступными для произнесения звуками.

1 класс – двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, папа, баба, Тата, муха, вата.
2 класс – трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута, копыто, полено.
3 класс – односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев, Ким.
4 класс – двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, ее ник, петух, венок, туман.
5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кофта, кепка.
6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, Павлик.
7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, пулемет, теленок, патефон.
8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната, калитка.
9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.
10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка.
11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: кнут, танк.
12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова: лифт, зонт.
13 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка
14 класс – четырехсложные слова из открытых слогов: паутина черепаха, пианино.

Приемы работы.
Все слова отрабатываются изолированно и в предложениях.
Осуществляя работу на данном этапе можно использовать следующие игры:

  • «Закончи слово»: ру..(ка) – рука, му..(ха) – муха.
  • «Один-много»: кошка – кошки, утка – утки.
  • «Чего не стало?»: помидора, лимона.
  • «Назови ласково»: панама-панамка, малина-малинка.
  • «Узнай по описанию»: круглый, красный – (помидор).
  • «Что лишнее?»: майка, кофта, чашка.
  • «Раздели на слоги»: ко-ро-ва, па-на-ма.
  • «Что запомнил?»: назвать предметы с наглядной опорой и без нее.
  • «Закончи предложение»: После весны наступает (лето).
3. Заключительный этап «Автоматизация в речи слов различной слоговой структуры».

На этом этапе ведется работа над словами любой структурной сложности. Осуществляется автоматизация и дифференциация слов различной слоговой структуры. Все слова включаются в словосочетания и предложения.

Приемы работы.
На данном этапе можно использовать следующие упражнения.

  • Заучивание чистоговорок: Са-са-са - на носу оса.
  • «Скажи наоборот»: старая панама – новая панама.
  • «Составь предложение» (по картине).
  • «Исправь ошибку»: Катя ужалила осу.
  • «Профессии»: Доктор лечит людей.
  • «Что ты делаешь?»: Я поливаю цветы.
  • «Что забыл нарисовать художник?»

Вся работа по формированию слоговой структуры слова осуществляется последовательно, начиная с первого этапа. Задания включаются в индивидуальные и подгрупповые занятия.

Таким образом, на занятиях с дошкольниками осуществляется поэтапная система работы по формированию слоговой структуры слова. Такая система рассчитана на несколько лет обучения и позволяет осуществить последовательное обучение и сформировать базовые навыки овладения слоговой структурой слова, а также научить детей употреблять в речи слова разной степени сложности.

 

Результат использования технологии

Работа по формированию слоговой структуры слова позволила:

  • изучить особенности формирования данного направления речи у дошкольников;
  • построить поэтапную, последовательную работу с учетом предпосылок развития слоговой структуры;
  • оценить особенности усвоения детьми слов различной слоговой структуры;
  • научить детей употреблять в речи слова разной степени сложности;
  • определить задачи дальнейшей работы;
  • сократить количество детей с низким уровнем развития слоговой структуры слова на 15-20 %, увеличить число детей с возрастной нормой развития на 15-20 %.

 

Перспективный план работы по коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Тема Цели и задачи Содержание работы
1 этап– подготовительный - «Формирование предпосылок к овладению слоговой структуры слова»
1 Выработка статической и динамической организации движений пальцев рук и органов ар­тикуляционного аппарата Развивать кинестетичес-кую и кинетическую основы движений:
- совершенствовать плавность и переключаемость движений;
- совершенствовать ко­ординацию артикуляционных дви­жений и движений пальцев рук.
Упражнения на развитие мышц лица: по подражанию и словесной инструкции.
Гимнастика для челюстей, щек, губ, языка, комплексы упражнений
2 Развитие неречевого дыхания. Учить детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки). Работа над постановкой диафрагмального дыхания. Игровые упражнения: "Пилка дров", "Погреться на морозе", "Надуй игрушку", "Листья шелестят", "Бабочки", "Задуть свечу", "Покатай карандаш", "Костер", "Чайник закипел", "Снежинки речи; летят", "Вертушка", "Лыжники" и др.
3 Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. Развивать речевое дыхание на длительном плавном выдохе.
Формировать умение различать высоту, силу, тембр голоса.
Игровые голосовые упр-я "Эхо", "Вьюга", "Дует ветер", "В лесу", "Лесенка".
Работа со стихотворными текстами.
Работа с диалогами.
4 Совершенствование статико-динами-ческих и темпоритмических параметров общих движений и действий Формировать умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические структуры. Развивать концентрацию слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти «Стучи – как я считаю»,
«Теремок» (по количеству ударов отгадай кто стучит в теремок),
«Строим дом» (Ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов),
«Сколько раз ударили в барабан»,
«Узнай музыкальный инструмент по звуку»

2 этап – основной - «Формирование звуко - слогового состава слов»

5 Работа над двухсложными словами из открытых слогов Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.
Развивать слуховое внимание и память
Упражнять в простейшем слоговом синтезе
Упр-е «Узнай, кто это?»
Упр-е «Конец слова за тобой».
Упр-е «Найди и назови».
Упр-е «Выполни команду».
Упр-е «Чего не стало?»
Упр-е «Послушай и ответь».
6 Работа над трехсложными словами из открытых слогов Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
Упражнять в слоговом синтезе
Упр-е «Кто кого?»
Упр-е «Покажи и назови».
Упр-е «Кого ты видишь?»
Упр-е «Слушай и называй».
Упр-е «Назови правильно».
Упр-е «Скажи наоборот».
7 Односложные слова Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. Упр-е «Что запомнил?»
Упр-е «Выбери картинку».
Упр-е «Узнай по описанию».
Упр-е «Отгадай загадки».
Упр-е «Назови предметы».
Упр-е «Сложи картинку и назови словом».
8 Двухсложные слова с закрытым слогом Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.
Формировать навыки звукового синтеза.
Упр-е «Добавь звук».
Упр-е «Кто как передвигается?».
Упр-е «Посмотри и назови».
Упр-е «Что ты будешь делать?»
9 Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа Упр-е «Один - несколько».
Упр-е «Одень кукол».
Упр-е «Узнай ветку».
Упр-е «Назови нужное слово».
Упр-е «Узнай предмет».
10 Двухсложные слова из закрытых слогов Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа Упр-е «Ответь на вопросы».
Упр-е «Чего нет?»
Упр-е «Образуй слова».
Упражнение «Кто это?»
Упр-е «Подумай и ответь».
11 Трехсложные слова с закрытым слогом Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа
Расширять и активизировать словарный запас
Упр-е «Назови детенышей»
Упр-е «Подумай и ответь».
Упр-е «В зоопарке».
Упр-е «В деревне».
Упр-е «Назови слово правильно».
Упр-е «Образуй слова».
12 Трехсложные слова со стечением согласных Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
Расширять и активизировать словарный запас.
Закрепить употребление обобщающих понятий
Упр-е «Скажи наоборот».
Упр-е «Образуй слова».
Упр-е «Узнай предмет».
Упр-е «Назови посуду».
Упр-е «Назови другим словом»
Упр-е «Справочное бюро»
13 Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при образовании имен прилагательных от существительных при помощи различных суффиксов.
Расширять и активизировать словарный запас.
Упр-е «Какой слово получилось».
Упр-е «Подскажи словечко».
Упр-е «Подумай и ответь».
Упр-е «Образуй слова».
Упр-е «Бабушкино угощение».
Упр-е «С чем баночки?»
14 Трехсложные слова с двумя стечениями согласных Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 -го типа.
Упражнять в слоговом синтезе.
Расширять и активизировать словарный запас.
Упр-е «Слова с «точкой».
Упр-е «Назови законченное действие».
Упр-е «Кто она?».
Упр-е «Образуй слова».
Упр-е «Скажи наоборот».
15 Односложные слова со стечением согласных в начале слова Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа.
Упражнять в звуковом анализе.
Расширять и активизировать словарный запас.
Упр-е «Узнай предмет».
Упр-е «Назови общую часть слов».
Упр-е «Что делал? Что сделал?»
Упр-е «Назови четвертое слово».
Упр-е «Кто (что?) какие звуки издает?».
Упр-е «Перескажи рассказ»
16 Односложные слова со стечением согласных в конце слова Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при употреблении антонимов.
Расширять и активизировать словарный запас.
Развивать слуховое внимание
Упр-е «Образуй слова»
Упр-е «Назови четвертое слово».
Упр-е «Скажи, как?»
Упр-е «Срасни предметы».
Упр-е «Образуй слова».
Упр-е «Исправь предложения»
17 Двухсложные слова с двумя стечениями согласных Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.
Расширять и активизировать словарный запас.
Упр-е «Подбери картинку».
Упр-е «Образуй слова».
Упр-е «Закончи предложение».
Упр-е «Профессии».
Упр-е «Образуй новые слова».
18 Четырехсложные слова из открытых слогов Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа.
Упражнять в звуковом анализе.
Расширять и активизировать словарный запас.
Упр-е «Скажи наоборот».
Упр-е «Образуй слова».
Упр-е «У кого такой детеныш».
Упр-е «Образуй новые слова».
19 Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики Отрабатывать:
а) пропевание;
б) выделение ударного звука;
в) узнавание по беззвучной артикуляции;
г) отстукивание ритма слова
Упр-е «Сколько слогов услышал (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
Упр-е «Скажи на один слог больше» - наращивание слогов;
Упр-е «Скажи на один слог меньше» - уменьшение количества слогов; назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов
20 Формирование ритмико-интонационной структуры слова Формировать:
а) проговаривание прямых слогов;
б) проговаривание обратных слогов;
в) проговаривание слогов со стечением согласных;
г) проговаривание слоговых рядов с ударением на каком-либо слоге;
д) чтение и проговаривание слоговых таблиц с прямыми обратными слогами со стечением согласных.
игра «Телеграф» - отстучать слоговой контур слова без стечения согласных (муха, домик);
игра «Телеграф» - отстучать слоговой контур слова без стечения согласных с выделением ударения
21 Работа над слоговой структурой слова Отрабатывать слоговую структуру на уровне слов:
двусложные слова из двух открытых слогов;
трехсложные слова из трех открытых слогов;
односложные слова; двусложные слова из открытого и закрытого слога;
двусложные слова со стечением согласных в середине слова;
двусложные слова со стечением согласного и закрытым слогом;
трехсложные слова с закрытым слогом;
трехсложные слова со стечением согласных и т.п. и т.д.
чтение цепочек из прямых и обратных слогов, их звуковой анализ;
игра «Кто больше?» - составление слогов из предложенных букв;
подбор слогов к звуковым схемам, печатанье этих слогов;
игра «Разложи картинки» - выделение согласных звуков из слов
игра «Телеграф» - отстучать слоговой контур слова в трёхсложном и двухсложном слове без стечения согласных с выделением ударного гласного;
игра «Разложи картинки на группы»
22 Формир-е фонематич. и слогового анализа и синтеза слов Формирование дифференциации понятий: звук-буква, гласный -согласный, слог-слово. составь слово из первых звуков слов;
поменять звуки местами, составить слово;
игра «Какой слог пропущен?»
игра «Разложи картинки» (слоговые схемы слов)
23 Формир-е фонематич. и слогового анализа и синтеза слов Формировать звуковой анализ слов со стечением согласных, печатанье этих слов по следам звукового анализа;
анализ предложений с простыми предлогами НА, ПОД
игра «Цепочка слов» придумывание слов, начинающихся с последнего звука услышанного слова;
игра «Закончи слово»;
игра «Измени слово» - на один слог длиннее данного
3 этап – заключительный - «Автоматизация в речи слов различной слоговой структуры»
24 Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов Закрепление навыка точного воспроизведения слоговой структуры слова в ходе отраженного проговаривания и заучивания текстов.
Развитие чувства ритма и языкового чутья.
Отраженное проговаривание и заучивание:
- предложений без труднопроизносимых звуков;
- сочетаний слов, насыщенных звуками Р, Р′;
- заучивание двустиший с опорой на предметные и сюжетные картинки;
- Игры и упражнения направленные на развитие подражательности и координации речи с движением;
- Заучивание рифмовок:игра «Подскажи словечко»;
25   Закреплять произношение слов со сложной слоговой структурой в связной речи составление рассказов по опорным словам-картинкам: СУПНИЦА – СВЕКОЛЬНИК - СКАТЕРТЬ
пересказ текстов;
составление рассказов по плану
26 Использование навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи Отрабатывать:
- составление рассказов по опорным словам;
- описание предметов;
- придумывание конца или начала к рассказу педагога;
- составление рассказов по плану;
- диалоги на заданную тему;
- рассказы по воображению;
Игра – драматизация
«Про котенка»

 

Приложение 1

Анализ эффективности использования технологии формирования слоговой структуры слова у дошкольников
  2017-18 уч.г. 2018-19 уч.г.
  н.г. к.г. н.г. к.г.
Низкий уровень 29% 6% 32% 8%
Средний уровень 67% 12% 64% 11%
Высокий уровень 4% 82% 4% 81%

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Таким образом, эффективность использования технологии формирования слоговой структуры слова у дошкольников доказана количественными показателями диагностики детей за период с 2017 по 2019 годы. 

 

Приложение 2

Трансляция собственного опыта по технологии преодоления нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР посредством игр
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях Тема выступления Уровень, название, место проведения, дата
«Игры для поэтапного формирования слоговой структуры»
семинар для педагогов ДОУ
Уровень образовательной организации,
МБДОУ «Детский сад № 14»,
27.09.2018 г.
Проведение открытых занятий, мероприятий, мастер-классов и др. Тема открытого занятия, мероприятия, мастер-класса и др. Уровень, место и дата проведения мероприятия
«Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова»,
Консультация родителям
Уровень образовательной организации,
МБДОУ «Детский сад № 14»
22.09.2017 г.
«Нарушения слоговой структуры слова у дошкольников. Пути коррекции.»
Консультация родителям
Уровень образовательной организации,
МБДОУ «Детский сад № 14»
21.09.2018 г.
Учебно-методические публикации на сайте Название, выходные данные, объем Вид публикации
«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста», 16 стр. Статья
https://фонематика.рф/консультации_педагогам/

 

Список литературы

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 с.
2. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М.: Парадигма, 2010. - 96 с.
3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64 с.
4. Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. Демонстрационный материал. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.–М.: Просвещение, 2964. – 87с.
6. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: Высшая школа, 1995. – 380 с.
7. Леонтьев А.А. Слово о речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1965. – 245 с.
8. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – с. 59-70
9. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 48 с.
10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 192 с.
11. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.

 

Скачать все материалы технологии в одном архиве

publish