Технология использования песочной терапии в работе учителя-логопеда


Скачать файл технологии в формате PDF


Содержание

История метода «Песочная терапия»
КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ

Выводы
Список литературы

Приложение 1. Анализ эффективности использования технологии песочной терапии
Приложение 2. Трансляция собственного опыта по технологии
Приложение 3. Фотоматериалы  

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К.Д.Ушинский

ИСТОРИЯ МЕТОДА «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ»

Техника песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Автором этого метода, возникшего в 1950-х гг., считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Бытует мнение, что истоки песочной терапии отражены в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как игра его сыновей с миниатюрными фигурками облегчает трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом. Эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, основавшую Лондонский институт детской психологии, поставить на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый увидевший их ребенок перенес фигурки в песочницу, стоявшую рядом, и стал с ними играть.

Именно это и положило начало «технике построения мира» – диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и описанной М. Лоуэнфелд (М. Lowenfeld, 1979; K. Bradway). Д. Калф, прошедшая обучение у М. Лоуэнфелд, увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать на волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка и помочь процессу индивидуализации и взаимодействию реальности и воображения, которые она изучала у К. Г. Юнга.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Актуальность
Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с речевыми нарушениями. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны:

  • эмоциональная возбудимость;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • частая смена настроения;
  • истощаемость нервных процессов;
  • двигательное беспокойство;
  • отсутствие длительных волевых усилий;
  • трудности приспособления к детскому коллективу;
  • чувство страха.

Также под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии и неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Поэтому учителям-логопедам, воспитателям и другим педагогам приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать физическое и психическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование песочной терапии.

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для чрезмерно эмоциональных, гиперактивных и беспокойных детей.

Песочная терапия для детей показана практически всем малышам, но станет особенно полезной при таких нарушениях, как: проблемы развития речи; трудности во взаимоотношениях с родителями и сверстниками; всякого рода психологические проблемы, тормозящие гармоническое развитие ребенка.

Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Здесь логопед может работать не только над звукопроизношением, но и над лексикой, грамматикой, слоговой структурой.

Изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе» помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Цель:
создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

С помощью игр с песком решаю следующие задачи:

1. развивать диафрагмальное дыхание;
2. автоматизировать поставленные звуки;
3. развивать фонематический слух;
4. формировать звуко-слоговую структуру слова;
5. обучать грамоте;
6. активизировать и обогащать словарь;
7. формировать лексико-грамматические категории языка;
8. развивать связную речь;
9. формировать психологическую базу речи ребенка (внимание, восприятие, память), когнитивные процессы;
10. развивать мелкую моторику рук;
11. формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице;
12. развивать у детей способы коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице.

Предполагаемый результат:
Реализация мероприятий с помощью игр с песком позволит мне:

  • развить высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), когнитивные процессы, а также речь;
  • сформировать речевые навыки общения;
  • развить «тактильную» чувствительность, как основу «ручного интеллекта»;
  • обогатить и закрепить словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии);
  • свободно использовать грамматические категории языка;
  • автоматизировать корригируемые звуки;
  • сформировать коммуникативные навыки взаимодействия в группе.

Организация песочницы
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х40х10 см. Сочетание цветов - цвет дерева и белый, в который окрашиваются борта и дно.
Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
Коллекция миниатюрных фигурок:

  • Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т.д.),
  • Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки),
  • Транспорт разного назначения,
  • Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
  • Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др.),
  • Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др.),
  • Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

Коллекция фигурок располагается на полках в прозрачных коробках.

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Правила взаимодействия с песком (обязательно проговариваются с каждым ребенком):

– песок не разбрасывать;
– не сыпать;
– не есть;
– не разрушать постройки других;
– не уносить игрушки.

 

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ
Развитие мелкой моторики

Эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот малыши только учатся, и поэтому следует первоначально действовать «рука в руке». Тем не менее в ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

Игра «Отпечатки ладошек»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Содержание.
Разровнять поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них.

Поскольку ребёнку будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?». После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?»

Игра «Действия с песком»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Содержание.
Сжать песок в кулачке, а потом разжать; то же, но кулачок приподнять над поверхностью песочницы; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но, мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т. д.

Игра «Змейка»
Цель: развитие тактильной чувствительности
Содержание.
1) Проскользнуть ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.);
2) выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, — и проложить «трассы»;
3) пройтись ладошками по полученным «трассам», оставляя на них свои следы.

Игра «Загадочные узоры»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
Создать на песке отпечатками ладоней, кулачков, костяшками пальцев и т. д. всевозможные причудливые узоры и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, дождинкой, травкой, деревом, ежиком и т.д.).

Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Игра «Чьи следы?»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
Провести по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала правой, а потом левой руки (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим и наконец — мизинчиком, а затем — пальцами обеих рук сразу в той же последовательности).
- Можно оставлять на поверхности песка отпечатки не только одного пальца, а сразу нескольких: двух, трех и т. д. Получатся загадочные следы. Пофантазировать вместе с малышом: чьи они?

Игра «Пианино»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
Содержание.
По поверхности песка можно поиграть, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом должны двигаться не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Игра «Пуговичный массаж»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
Предложить ребенку опустить в ящик с песком пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.
- Можно спрятать в песок различные фигурки, бусинки, монетки, шишки.

Игра «Обыкновенное чудо»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
И, наконец, можно безгранично фантазировать, создавая песочные города, космические станции, аэродромы, железные дороги, комнаты для кукол и т.д.

Игра «Отыщи и расскажи»
Цель: развитие пространственных представлений, речи.
Содержание.
Охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте. Например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу, расскажи о них.

Игра «Прикосновение»
Цель: развитие тактильной чувствительности, межполушарных связей.
Содержание.
– еще на этапе ознакомления с песком, да и в дальнейшем, неизменной популярностью пользуются разнообразные прикосновения к поверхности песка: прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем (пальцами). Детям младшего дошкольного возраста можно предлагать действовать двумя руками, а амбидекстрам – наиболее удобной. В любом случае после пользования ведущей рукой те же движения выполняются второй рукой. Это, безусловно, будет способствовать развитию межполушарных связей.
Для разнообразия и развития эмоционально-волевых качеств можно практиковать движения различной интенсивности.

Игра «Подбери по цвету»
Цель: развитие сенсорного восприятия, речи.
Содержание.
Говоря о сенсорном развитии, предлагается использовать второе дно, о котором упоминали выше. Здесь можно сказать о заданиях типа: «Сделай дорожку. Посмотри, какого она цвета? Поставь на свою дорожку машинку такого же цвета. А теперь поставь домик такого же цвета». Эти занятия подходят для детей младшего дошкольного возраста.
В зависимости от задач занятия можно активно использовать речь. Например, подключать звукоподражание, выяснить, кто участники движения, определить цель. Формируя фразу, можно суммировать все ответы ребенка.

Игра «Рисунки на песке»
Продолжая тему развития мелкой моторики, предлагается рисование на песке.
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
Содержание.
«Дорожки» Начинаем с простых прямых линий. «Дорожка для слоненка к его домику». Затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности.

«Заборчики», которыми мы огораживаем все, что лежит в песочнице.

«Дожди». Еще одна возможность отработать вертикальные линии.

«Лесенки». Для самых разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.

«Следы». Предложить оставить на песке следы вполне определенных существ. Например, следы бегемота, или паучка, или даже первые крупные капли дождя. Оставленные следы хорошо бы обсудить: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Затем, развивая воображение детей, можно предлагать оставлять следы несуществующих животных.

«Волны» являются модифицированными дорожками и их вполне первоначально можно называть именно так. Для разнообразия можно использовать название «змейки».

«Песочный дождик» Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев, снятие напряжения с мышц пальцев рук

(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

Упражнение 1.
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок

Упражнение 2.
Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.

Упражнение 3.
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок.

Упражнение 4.
Ладони погружены глубоко в песок. Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка.

Упражнение 5.
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки», «Колечки», «Один пальчик-все пальчики»).

Упражнение 6.
Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Артикуляционные упражнения

Когда одновременно и синхронно выполняются движения речевого аппарата и рук - это само по себе трудновыполнимо, а если движения рук выполнять с песком, то в работу включаются практически все отделы коры больших полушарий головного мозга и происходит межполушарное взаимодействие, что позволяет развивать ребёнка или корректировать проблемы в различных областях.

Я считаю, что если такую работу вести систематически, то логопедическая коррекция сократится в несколько раз.

«Окошко»
Рот широко открывается-закрывается, в песке одновременно кистями рисуем окно – засыпаем его песком, снова рисуем - засыпаем.

«Наказать непослушный язычок»
Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

«Лопатка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент под счёт производим ладонью ведущей руки «копательные» движения в песке.

«Расчёска»
Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Горка»
Улыбнуться, открыть рот и установить язык «Горкой», в это время под счёт набираем в кулачки песочек и насыпаем горку.

«Часики»
Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Оближем губки»
Рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны, одновременно руками делаем круговые движения на песке.

«Лошадка»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«Индюки»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Саночки»
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Одновременно скользить двумя пальцами одной руки (обеих рук) по песку, рисуя следы санок.

Развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

  • набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком»;
  • выдыхай медленно и плавно;
  • старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

Упражнение 1. «Песочный ветер»
Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение 2. «Выровняй дорогу»
От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.

Упражнение 3. «Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

Упражнение 4. «Ямка»
Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

Упражнение 5. «Помоги зайцу»
В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

Упражнение 6. «Дорога к другу»
На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

Упражнение 7. «Секрет»
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Упражнение 8. «Добрый великан»
Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

Упражнение 9. «Путешествие»
На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места. 17

Автоматизация звуков

Упражнение 1. «Сильный мотор»
Произносить звук Р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

Упражнение 2. «Рычит тигренок»
Произносить звук Рь, проводя мизинцем дорожку по песку.

Упражнение 3. «Горочка»
Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

Упражнение 4. «Дорожка»
Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

Упражнение 5. «Совпадение»
Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Упражнение 6. «Отбери нужный предмет (картинку)»
Продолжая работу над звуковой стороной речи и развитием фонематического слуха, можно ограничить детей и предложить выбирать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце), или же помочь им составить предложение с использованием заданного звука.

Развитие фонематического слуха и восприятия

Упражнение 1. «Спрячь ручки»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

Упражнение 2. «Слоговые дорожки»
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

Упражнение 3 «Два города»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Упражнение 4 «Мой город»
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Упражнение 5. «Путешествие в зоопарк»
Сюжет с зоопарком можно использовать и в работе по дифференциации звуков. Возьмем, к примеру, звуки [с] – [ш]. Выставляются вперемешку фигурки или изображения совы, суслика, мишки, лисы, шиншиллы, шимпанзе, шмеля, лягушки, мыши, летучей мыши, сайгака, скунса, свиньи, саламандры, опоссума, барсука, сокола и т. п. После обозрения дети должны разделить пространство и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком-оппозиционером.

Упражнение 6. «Водолаз»
Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.

Упражнение 7. «Назови звук»
Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

Упражнение 8. «Найди друга»
Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их ребенку.
— Сделай домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Ребенок засыпает картинки песком и запоминает, где находится «домик» каждой картинки.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
— Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давай произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. — кит — [к’] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к’] – братцы (ребенок раскапывает картинку «корова» и кладет обе картинки – корова + кит – рядом.

По очереди называя тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

Упражнение 9. «Кто это был?»
Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Игрушки закапываются в песок.
Затем педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, откапывает получает эту игрушку.

Упражнение 10. «Какой звук лишний?»
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давай вспомним, какие звуки издают животные? (малыш повторяет звуки.)
- Теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
— р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
— д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
— ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
— з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

Упражнение 11. «Два моря»
Коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

Упражнение 12. «Какой отличается?» 
Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
Если ребенок правильно называет «лишний слог», откапывает игрушку из песочницы. Кто больше откапает игрушек, тот победил.

Формирование слоговой структуры слова

Упражнение 1. «Полоски»
Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

Упражнение 2. «Исправь ошибку»
Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

Упражнение 3. «Раздели слово на слоги»
Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и/или вертикальными полосками делит его на слоги.

Упражнение 4. «Художник»
Логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Упражнение 5. «Следы на песке»
Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

Упражнение 6. «Мельница»
Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.

Подготовка к обучению грамоте. Анализ слова и предложения.

Звуковой анализ слова. На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение чтению и печатанию букв. Упражнения на сыром песке типа «Исправь ошибку», «Добавь деталь», «Прочитай», «Допечатай первую (последнюю) букву слова»; звукобуквенный анализ слов различной сложности

Упражнение 1. «Напиши на песке»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.

Упражнение 2. «Узнай букву»
Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Упражнение3. «Буква потерялась»
Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

Упражнение 4. «Буквы»
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Упражнение 5. «Составь слово»
Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

Упражнение 6. «Напиши на песке, преврати в другое слово»
Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК).

Упражнение 7. «Начерти на песке»
Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.   

Упражнение 8. «Придумай к схеме предложение»
Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения.

Словарная работа

Упражнение 1. «Родные слова»
В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

Упражнение 2. «Я делал, я сделал»
Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.). Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю и т.п.)

Упражнение 3. «Картина из загадок»
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке так, чтобы получилась картина. Ответы-картинки должны располагаться на песке примерно там, где они находятся в обычных рисунках.

Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки (облака)

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда (трава)

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение 1. «Чего не стало»
Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн.ч.

Упражнение 2. «Подбери слово»
Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Упражнение 3. «Лодочка»
Создание игровых ситуаций для упражнения в речи грамматических категорий:

  • предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед);
  • приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили);
  • наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)
Развитие связной речи

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

Упражнение 1 «Начни предложение»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

Упражнение 2. «Дорисуй картинку и составь предложение»
Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

Упражнение 3. «Друзья»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

Упражнение 4. «Что случилось?»
При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»)

Упражнение 5. «Найди и опиши игрушку»
Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).

Упражнение 6. «Две игрушки»
На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.
Мяч. Я тоже
Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу
Мяч. А если по мне ударят — я высоко подскачу.
Шар. На мне нарисован красивый цветок.
Мяч. А я украшен разноцветными полосками
Шар. Меня надувают воздухом.
Мяч. И у меня внутри воздух.

Упражнение 7. «Нарисуй и расскажи»
Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).

Упражнение 8. «Покажи сказку»
Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы. 25

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

 

ВЫВОДЫ

Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.

У детей отмечается положительная динамика в процессе автоматизации поставленных звуков. Так же отмечается расширение словарного запаса и умение более свободно использовать грамматические обороты языка. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении. Важно отметить, что у детей начал формироваться навык рефлексии и умения взаимодействовать в группе.

Перенос традиционных занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Результаты использования песочной терапии таковы:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  • обучающиеся чувствуют себя более успешными;
  • стабилизируется психоэмоциональное состояние детей;
  • налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
  • достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций;
  • совершенствуются гуманные чувства детей;
  • развивается речь (диалогическая и монологическая), мышление, познавательные процессы, пространственная ориентация и творческие способности детей;
  • приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других;
  • совершенствуется координация движений, пальцевая моторика;
  • стимулируется развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру Подобно богу,
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Т. Грабенко

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. -СПб.: Изд-во «Речь», 2002.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 64 с.
4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] – М.: ИНТ, 2010. – 94с.
5. Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 99-101. 
6. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. М.: «ТЦ Сфера», 2014. – 64 с.

 

Приложение 1

Анализ эффективности использования технологии песочной терапии в логопедической работе
  2017-18 уч.г. 2018-19 уч.г.
  н.г. к.г. н.г. к.г.
Развитие ВПФ 16% 88% 18% 92%
Формирование произносительных навыков 0% 84% 0% 82%
Формирование коммуникативных навыков 20% 84% 22% 88%

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Эффективность использования технологии песочной терапии в логопедической работе доказана количественными показателями диагностики детей за период с 2017 по 2019 годы. 

 

Приложение 2

Трансляция собственного опыта по технологии использования песочной терапии в работе учителя-логопеда
Выступления на
научно-практических конференциях,
педагогических чтениях,
семинарах,
методических объединениях
Тема выступления Уровень, название, место проведения, дата
«Волшебный песок.
Использование игр с песком для развития речевых способностей детей»
Уровень образовательной организации
Семинар для педагогов ДОУ,
МБДОУ «Детский сад № 14»
23.04.2019 г.

 

Приложение 3

Фотоматериалы

 

Скачать файл технологии в формате PDF

publish