Артикуляционная гимнастика 1-й комплекс
Улыбка Улыбнуться без напряжения, губы плотно сомкнуты. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
Подражаем мы лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. |
|
Заборчик Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10. |
Язычок спешит во двор, Чтобы починить забор. Быстро взялся он за дело, И работа закипела. |
|
Хоботок (Слоник, Трубочка) Вытянуть сомкнутые губы вперёд «тру6очкой|». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5- 10. |
Подражаю я слону, Губы хоботом тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю. |
|
Заборчик – Хоботок Чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (заборчик). |
Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. |
|
Самовар (Паровозик, Хомячок) Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!». Повторяем упражнение 3—4 раза. |
Щеки надую и выпущу пар. И запыхчу, Как большой самовар. |
|
Шарики Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. |
Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем То в одну, а то в другую. |
Пятачок (Нарисуй кружок) Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. |
Губки вытянул вперед наш веселый пятачок. Губки вправо, губки влево – Пятачок играет смело. А теперь по кругу – раз! Будет весело у нас. |
|
Окошко Зубы сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5- 10 секунд. |
Зубы ровно смыкаем И заборчик получаем. Губы мы чуть-чуть смыкаем И окошко получаем. |
|
Рупор Губы округлить (шепотом произнести звук «о») н немного вытянуть вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. |
Рупор мы изобразили – Плавно губы округлили. Их теперь нельзя смыкать, Рупор надо удержать. |
|
Спрячем губки Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта. плотно прижимаясь к зубам. Удерживать 5 секунд. |
В прятки с губками играю – То найду, то потеряю. |
|
Наказать непослушный язычок Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами: «пя-пя-пя». Легче сначала пошлепывать кончик, а потом серединку языка. |
|
На губу язык клади, «Пя-пя-пя» произноси. Мышцы расслабляются – Лопатка получается. Ты под счет ее держи До пяти… до десяти… |
Лопатка (Блинчик) Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от I до 10. |
Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! |
Месим тесто Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя». Медленно двигайте язык вперед – назад. |
Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем, После скалку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. |
|
Уточка Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, н вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. |
Как утята к утке Клювики потянем. Разомнем их мягко, Не задев ногтями. |
|
Открыть окошко Из положения «Заборчик» медленно открывать рот, зубы видны. Удержать под счет от 1 до 5. |
Рот приоткрою я немножко, губы сделаю окошком. Зубы рядышком стоят И в окошечко глядят. |
|
Рыбка разговаривает 1. Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу. Растягивать губы вверх-вниз. 2. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). 3. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя». |
Рыбка в озере живет, Открывает рыбка рот. Открывает рыбка рот, И не слышно, что поет. |
|
Орешки При закрытом ротике упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза. |
Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок влево – вправо, на бочок. |
Птенчик 1. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости 2. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок - "птенчик” - сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. |
Кушать птенчики хотят. Маму ждут, но не шумят. Мама червячка несет, Открывай пошире рот. |
|
Толстячок – Худышка Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3- 5 секунд. |
Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали. |
|
Футбол (Загнать мяч в ворота) Вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты: Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, сдуть ватку с ладошки. Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный свистящий звук («свистит свисток»). |
Во дворе народ толпится, Там идет футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч. |
|
Остановим лошадку (Кучер) Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. |
По тропе, чернее тучи, Едет в бричке старый кучер. Тащат бричку, хоть ты плачь, Пара тощих, чёрных кляч. |
|
Часики (Маятник) Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. |
Тик-так, тик-так — Ходят часики вот так. День и ночь они не спят, Всё стучат, стучат, стучат. |
Бульдог Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. |
Идёт бульдог, идёт бульдог, Звенит медалями бульдог. Блестят его медали. За что их только дали... |
|
Обезьянка Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. |
Обезьянка строит рожи. На кого она похожа? |
|
Цветы Вдох через нос - «нюхать цветок», произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза. |
-Здравствуй, милый мой цветок, - улыбнулся язычок. - Я с тобою поиграю, Аромат твой я вдыхаю. |
|
Иголочка Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10. |
Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать. |
|
Лопатка – Иголочка Под счет чередовать положение языка Лопатка (широкий) - Иголочка (узкий). |
|
Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием. |
Расческа Улыбнуться, прикусить широкий язычок зубами. Протаскивать язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» язычок. |
Наши зубки – гребешок, Причесали язычок. Мы причешем много раз. Язык гладкий стал у нас. |