Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков

Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10.

Язычок спешит во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Открыть окошко

Из положения «Заборчик» медленно открывать рот, зубы видны. Удержать под счет от 1 до 5.

Рот приоткрою я немножко,

губы сделаю окошком.

Зубы рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Лопатка (Блинчик)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от I до 10.

Язык лопаткой положи,

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Язык перешагивает через зубы

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

- широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

За заборчик, язычок.

Быстро спрячься, мой дружок.

Снова хвостик покажи.

Зубы вновь перешагни.

Желобок

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края языка поднимаются, и по середине языка образуется впадина. Удерживать язык под счет от 1-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Ну-ка делай, дружок!

Язычок в желобок.

Щёки ты не надувай,

Губками прижимай!

Плавно воздух выпускается

Желобок не разрушается.

Почистим зубы

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние зубы, делая движения языком:

а) слева-направо и обратно;

б) вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у нижнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки.

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые.

Маляр

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад –

Наш маляр работе рад!

Вкусное варенье

Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Чашечка

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Ободок у языка –

тонкая полоска,

Вверх его мы загибаем-

Чашечку мы получаем.

Саночки

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки.

Дайте снег!

Готовы санки!

Грибок

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

У пригорка на дорожке

Гриб растет

На тонкой ножке.

Гармошка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении

Ну-ка, рот пошире, крошки.

Поиграем на гармошке!

Язычок не опускаем,

Только ротик открываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам не трудно повторять!

Фокус

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы ватка летела строго вверх.

Выступает Фокус-Покус!

Маг! Волшебник! Чародей!

Восхищает Фокус-Покус

В цирке взрослых и детей.

Самолетик

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать полоску бумаги с кончика носа. Следить, чтобы полоска бумаги летела строго вверх.

Самолеты загудели,

Самолеты полетели.

На поляну тихо сели,

Вновь над лесом полетели.

Скачать таблицу в виде файла Microsoft Word

publish