Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков
Заборчик Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10. |
Язычок спешит во двор, Чтобы починить забор. Быстро взялся он за дело, И работа закипела. |
|
Открыть окошко Из положения «Заборчик» медленно открывать рот, зубы видны. Удержать под счет от 1 до 5. |
Рот приоткрою я немножко, губы сделаю окошком. Зубы рядышком стоят И в окошечко глядят. |
|
Лопатка (Блинчик) Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от I до 10. |
Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! |
|
Качели Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе; в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой; г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним; д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними; е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба. При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. |
Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. |
Язык перешагивает через зубы Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: - широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. |
Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем За заборчик, язычок. Быстро спрячься, мой дружок. Снова хвостик покажи. Зубы вновь перешагни. |
|
Желобок Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края языка поднимаются, и по середине языка образуется впадина. Удерживать язык под счет от 1-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными. |
Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок. Щёки ты не надувай, Губками прижимай! Плавно воздух выпускается Желобок не разрушается. |
|
Почистим зубы Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние зубы, делая движения языком: а) слева-направо и обратно; б) вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у нижнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки. |
Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые. |
|
Маляр Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад – Наш маляр работе рад! |
|
Вкусное варенье Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной. |
Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. |
|
Чашечка Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. |
Ободок у языка – тонкая полоска, Вверх его мы загибаем- Чашечку мы получаем. |
Саночки Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы. |
Взял дубовых два бруска, Два железных полозка. На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы санки! |
|
Грибок Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире. |
У пригорка на дорожке Гриб растет На тонкой ножке. |
|
Гармошка Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении |
Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не опускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам не трудно повторять! |
|
Фокус Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы ватка летела строго вверх. |
Выступает Фокус-Покус! Маг! Волшебник! Чародей! Восхищает Фокус-Покус В цирке взрослых и детей. |
|
Самолетик Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать полоску бумаги с кончика носа. Следить, чтобы полоска бумаги летела строго вверх. |
Самолеты загудели, Самолеты полетели. На поляну тихо сели, Вновь над лесом полетели. |