Артикуляционная гимнастика для звука Р-Рь
Заборчик Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10. |
Язычок спешит во двор, Чтобы починить забор. Быстро взялся он за дело, И работа закипела. |
|
Качели Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе; в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой; г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним; д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними; е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба. При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. |
Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. |
|
Язык перешагивает через зубы Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: - широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. |
Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем За заборчик, язычок. Быстро спрячься, мой дружок. Снова хвостик покажи. Зубы вновь перешагни. |
|
Почистим зубы Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить верхние зубы, делая движения языком: а) слева-направо и обратно; б) вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у нижнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки. |
Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые. |
Маляр Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
Красить потолок пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад – Наш маляр работе рад! |
|
Лошадка Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. |
Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает. |
|
Грибок Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире. |
У пригорка на дорожке Гриб растет На тонкой ножке. |
|
Гармошка Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении |
Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не опускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам не трудно повторять! |
|
Вкусное варенье Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной. |
Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. |
|
Фокус Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы ватка летела строго вверх. |
Выступает Фокус-Покус! Маг! Волшебник! Чародей! Восхищает Фокус-Покус В цирке взрослых и детей. |
Фырканье Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык так, чтобы он вибрировал. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался. |
Я веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пофыркай звонко Чтобы было очень громко. |
|
Автомат Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. |
В руки автомат возьмем И играть мы с ним начнем. Язычок наверх подняли, «Т-т-т» мы застучали. |
|
Ступеньки Улыбнуться, открыть рот. Упражнение выполняется под счет: 1-2-3. 1- широкий язык лежит на верхней губе; 2- широкий язык закрывает верхние зубы; 3- широкий язык «прячется» за верхние зубы. Следим, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и нижняя губа были неподвижны. |
И пошёл язык гулять, По ступенькам шагать: РАЗ—широким языком Обними верхнюю губу, ДВА—широким языком Обними верхние зубы, Три—язычок прыгнул За зубы к бугорочкам И весело попрыгал по ним Четыре раза: д-д-д-д. |
|
Барабан Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и постучать по нему за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался. |
В руки барабан возьмем И играть на нем начнем. Язычок наверх подняли, «Д-д-д-д» мы застучали. |
|
Мотор Рот приоткрыт, губы в улыбке, кончик языка прижат к верхнему бугорку. Сильно подуть на кончик языка. Сильная воздушная струя дает вибрацию языка. |
По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулем лихой шофер, «Др-др-др» — гудит мотор! |