Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10.

Язычок спешит во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Открыть окошко

Из положения «Заборчик» медленно открывать рот, зубы видны. Удержать под счет от 1 до 5.

Рот приоткрою я немножко,

губы сделаю окошком.

Зубы рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Лопатка (Блинчик)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от I до 10.

Язык лопаткой положи,

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба.

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Дуем на лопатку

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, шарики.

Дую, дую на лопатку,

Чтоб была широкой, гладкой.

Язык перешагивает через зубы

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

- широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

За заборчик, язычок.

Быстро спрячься, мой дружок.

Снова хвостик покажи.

Зубы вновь перешагни.

Почистим зубы

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком:

а) слева-направо и обратно;

б) вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые.

Желобок

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края языка поднимаются, и по середине языка образуется впадина. Удерживать язык под счет от 1-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

Ну-ка делай, дружок!

Язычок в желобок.

Щёки ты не надувай,

Губками прижимай!

Плавно воздух выпускается

Желобок не разрушается.

Горка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

С горки весело кататься,

Вниз лететь и не бояться

Выгибается язык,

К нижним зубкам он прилип.

Волна

Рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта. Удерживать кончик языка у нижних зубов.

По морю волна идет

и до берега дойдет.

Веселые клоуны

Произнесение звукосочетания И-ХИ-ХИ - кончик языка упирается в нижние дёсны.

В цирке он смешнее всех.

У него большой успех.

Только вспомнить остается,

Как тот весельчак смеется.

Кто дальше загонит мяч

Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтоб ребенок произносил звук Ф а не Х.

Щек своих не надуваю.

Мяч в ворота забиваю.

Сдуть снежинку

Рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий язык высунут, кончик языка опущен. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтоб ребенок как бы произносил звук Ф, а не Х.

Как подул Дед Мороз

В воздухе морозном.

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Саночки спустились с горки

Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять

«горочкой». Сделать выдох – холодный воздух идет по середине языка.

Санки привезли ребятки

Горка есть и – всё в порядке!

Скачать таблицу в виде файла Microsoft Word

publish