Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
Заборчик Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10. |
Язычок спешит во двор, Чтобы починить забор. Быстро взялся он за дело, И работа закипела. |
|
Открыть окошко Из положения «Заборчик» медленно открывать рот, зубы видны. Удержать под счет от 1 до 5. |
Рот приоткрою я немножко, губы сделаю окошком. Зубы рядышком стоят И в окошечко глядят. |
|
Лопатка (Блинчик) Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от I до 10. |
Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! |
|
Качели Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе; в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой; г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним; д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними; е) широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем – до мягкого неба. При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы. |
Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. |
Дуем на лопатку Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, шарики. |
Дую, дую на лопатку, Чтоб была широкой, гладкой. |
|
Язык перешагивает через зубы Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: - широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. |
Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем За заборчик, язычок. Быстро спрячься, мой дружок. Снова хвостик покажи. Зубы вновь перешагни. |
|
Почистим зубы Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком: а) слева-направо и обратно; б) вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась. |
Мягкой щеткою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, Белые, красивые. |
|
Желобок Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края языка поднимаются, и по середине языка образуется впадина. Удерживать язык под счет от 1-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными. |
Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок. Щёки ты не надувай, Губками прижимай! Плавно воздух выпускается Желобок не разрушается. |
|
Горка Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, губы и нижняя челюсть были неподвижны. |
С горки весело кататься, Вниз лететь и не бояться Выгибается язык, К нижним зубкам он прилип. |
|
Волна Рот открыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается обратно в полость рта. Удерживать кончик языка у нижних зубов. |
По морю волна идет и до берега дойдет. |
Веселые клоуны Произнесение звукосочетания И-ХИ-ХИ - кончик языка упирается в нижние дёсны. |
В цирке он смешнее всех. У него большой успех. Только вспомнить остается, Как тот весельчак смеется. |
|
Кто дальше загонит мяч Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтоб ребенок произносил звук Ф а не Х. |
Щек своих не надуваю. Мяч в ворота забиваю. |
|
Сдуть снежинку Рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий язык высунут, кончик языка опущен. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1х1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтоб ребенок как бы произносил звук Ф, а не Х. |
Как подул Дед Мороз В воздухе морозном. Полетели, закружились Ледяные звезды. |
|
Саночки спустились с горки Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох – холодный воздух идет по середине языка. |
Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке! |