Артикуляционная гимнастика для звуков Л-Ль

Заборчик

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать под счет до 10.

Язычок спешит во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Лопатка (Блинчик)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.

Язык лопаткой положи,

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

а) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

б) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

в) широкий кончик языка прикасается к

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Вкусное варенье

Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Приклей конфетку

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка присасывать к верхним зубам и со щелчком отрывать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Эти вкусные конфетки

Просто обожают детки:

Вверх конфетку присоси

И с собой везде носи!

Индюк

Рот открыт, губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Я - индюк «балды-балда».

Разбегайтесь кто куда!

Горка

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

С горки весело кататься,

Вниз лететь и не бояться

Выгибается язык,

К нижним зубкам он прилип.

Катушка

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

Широко раскрою рот,

«Горку» выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не нарушаю.

Маляр

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад –

Наш маляр работе рад!

Мышка

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать широкий кончик языка.

Мышку мы за хвост поймаем,

Её хвостик покусаем.

Мышка вырваться спешит,

Очень жалобно пищит.

Парус

Рот широко открыт. Широкий кончик языка упирается в верхний бугорок.

С язычком случилось что-то,

Он толкает зубы.

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

Пароход

Рот открыт, губы в улыбке. Длительно произносить звук ы («как гудит пароход»). Следить, чтобы звук ы не переходил в и , губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Отплывает пароход: Ы-Ы-Ы.

Набирает он свой ход: Ы-Ы-Ы.

Он в гудок гудит, гудит:

«Путь счастливый», - говорит: Ы-Ы-Ы

Скачать таблицу в виде файла Microsoft Word

publish