-
Главная страница
-
Консультации родителям
- Речевая готовность ребенка к школе
- Партнёрство семьи и ДОУ в логопедической работе Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения
- Зачем логопед задает домашнее задание
- Зачем нужна артикуляционная гимнастика
- Нарушения слоговой структуры слова - предупреждение
- Нарушения слоговой структуры слова - коррекция
- Показатель нормального развития речи
- Что должен знать и уметь ребенок в 6 - 7 лет
- Этапы развития мелкой моторики
-
Консультации родителям
Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения
Выступление на родительском собрании в подготовительной группе
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
К 4 – 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.
Ребёнок не произносит отдельные звуки «л; р», группу звуков «с, з, ц» или несколько групп звуков:
- шипящие заменяются свистящими («коска» вместо «кошка», «зук» вместо «жук», «сяска» вместо «чашка», «сётка» вместо «щётка»);
- звук «л» поизноситься как «в» («вошка» вместо «ложка»)
- звук «р» - картаво («грука» вместо «рука»).
Иногда у детей страдают и гласные звуки, они произносят их не чётко, как бы затушёвывая их звучание. Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко - буквенного анализа.
К тому же систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствующей выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса и дикции.
Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения ребёнка ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти. Из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков.
При этом могут страдать отдельные звуки «р, л», группа звуков «ш, ж, ч, щ» или несколько групп звуков: соноры «р, л, н», свистящие «с, з, ц», шипящие «ш, ж, ч, щ» и т.д.
Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движений органов артикуляции преподносится детям в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие более интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей происходит легче.
У большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому различные стихотворные тексты, срифмованные или подобранные специально для проведения артикуляционных упражнений, будут развивать у ребёнка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способствовать развитию речевого слуха.
Продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребёнка, она не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребёнок увлёкся, не стоит резко останавливать его.
Определив затруднения, которые возникают у вашего ребёнка при выполнении того или иного упражнения, вы сможете строить занятия с учётом выявленных трудностей, сможете выбрать специальный комплекс упражнений.
Рекомендуется проводить занятия по следующей схеме:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Упражнения для губ.
3. Сочетания движений губ и выдоха.
4. Упражнения для языка.
5. Сочетания движений языка и выдоха.
6. Голосовые упражнения на материале гласных звуков.
7. Анализ правильной артикуляции звука с использованием опорных схем поз губ и языка.
Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно произносить его утрированно. Подключайте свою руку и руку ребёнка для показа положения языка и для того, чтобы контролировать ощущения от воздушной струи.
Ребёнок должен научиться слышать звук, находить его место в слове, поэтому включайте задания на выделения звука из слова, пусть ребёнок определяет, где стоит звук – в начале, середине или в конце слова. Закрепление звукопроизношения звука проводите в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.
Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.
Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Выполняйте её по несколько раз в день. При выполнении артикуляционной гимнастики соблюдайте следующие требования:
1. Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
2. Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
3. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с действиями ребёнка.
4. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руки ребёнка, имитируя движения языка.
ПОМНИТЕ:
Гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.
Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получать с первого раза. Чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, самой незначительной, удаче.
Ваш доброжелательный настрой – залог успеха.