-
Главная страница
-
Консультации родителям
- Речевая готовность ребенка к школе
- Партнёрство семьи и ДОУ в логопедической работе
- Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения
- Зачем логопед задает домашнее задание
- Зачем нужна артикуляционная гимнастика Нарушения слоговой структуры слова - предупреждение
- Нарушения слоговой структуры слова - коррекция
- Показатель нормального развития речи
- Что должен знать и уметь ребенок в 6 - 7 лет
- Этапы развития мелкой моторики
-
Консультации родителям
Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова
Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.
В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.
Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.
Слова могут быть деформированы за счет:
- Нарушение количества слогов:
- элизия - сокращение(пропуск): моток - молоток;
- итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава - трава.
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове: деворе - дерево;
- перестановка звуков соседних слогов: гебемот - бегемот.
- Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечения согласных: капута - капуста;
- вставка согласных в слог: лимонт - лимон.
- Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан - капитан)
- Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама - панама)
- Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница - холодильник и хлебница)
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.
Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.
В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.
Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:
Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».
Для развития слухового внимания: «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».
Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным).
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
- «Веселые инструменты» - Берется музыкальный инструмент и задается ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
- «Передай привет» - Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.
Упражнения на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики:
- «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками-ногами).
- «Движения животных» - Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик - быстро с подскоками).
Графические упражнения: «Продолжи строчку» «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».
Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок - «Репка», «Теремок».
Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова:
- «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
- «Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)
Игры направленные на формирование чувства рифмы:
- «Доскажи словечко» - отрывки из детских стихов.
- «Подбери рифму» - ложка- кошка, танки- санки.
В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Успехов вам!