Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова

Нарушение речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

У большинства из этих детей наряду с нарушениями фонетико-­фонематической лексикой, грамматической стороны речи в той или иной степени присутствует искажение слоговой структур слова. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.

Слова могут быть деформированы за счет:
  • Нарушение количества слогов:
    • элизия - сокращение(пропуск): моток - молоток;
    • итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава - трава.
  • Нарушение последовательности слогов в слове:
    • перестановка слогов в слове: деворе - дерево;
    • перестановка звуков соседних слогов: гебемот - бегемот.
  • Искажение структуры отдельного слога:
    • сокращение стечения согласных: капута - капуста;
    • вставка согласных в слог: лимонт - лимон.
  • Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан - капитан)
  • Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама - панама)
  • Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница - холодильник и хлебница)

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.

Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.

Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры:

Для развития слуховой памяти: «Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент».

Для развития слухового внимания: «Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

Работа над ритмом и темпом (сначала над простым, затем над сложным).
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

  • «Веселые инструменты» - Берется музыкальный инструмент и задается ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.
  • «Передай привет» - Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

Упражнения на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики:

  • «Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками-ногами).
  • «Движения животных» - Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик - быстро с подскоками).

Графические упражнения: «Продолжи строчку» «Выложи орнамент», «Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».

Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок - «Репка», «Теремок».

Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова:

  • «Паровозик» (выделять последний звук и подбирать на него следующее слово-вагончик.)
  • «Подбери слово» (подбираем слова на заданный звук, слог.)

Игры направленные на формирование чувства рифмы:

  • «Доскажи словечко» - отрывки из детских стихов.
  • «Подбери рифму» - ложка- кошка, танки- санки.

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в гостях, по дороге в детский сад, транспорте.
Успехов вам!

Скачать статью в виде файла Microsoft Word

publish