Партнёрство семьи и ДОУ в логопедической работе

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе

Любое воспитание ребенка (будь то физическое, психическое или интеллектуальное воспитание) начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в речевом развитии. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную и отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда.
Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства.

Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

Для создания благотворной почвы для развития речи своего малыша родителям необходимо следить за своей речью, хвалить ребенка за красивые высказывания, поощрять интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, прогулок помогает родителям лучше узнать детей.

Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Задачи, которые ставятся перед родителями детей с нарушениями речи:

  • создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

  • родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.);
  • не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна:

  • во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка;
  • во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Приобретенные знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.

Нарушения речи не всегда проходят сами собой, и ребенку зачастую требуется помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи. Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только папы и мамы, но и бабушки, дедушки, старшие братья и сестры — словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому что в семье и образовательном учреждении к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.

Посещая занятия и приобретая необходимые знания и умения, родители видят, что коррекционная работа - сложный и длительный процесс, и успешность его зависит от совместных усилий ребенка, родителя, педагога.

Уважаемые родители, для того чтобы закрепить знания, умения и навыки, которые были приобретены на логопедических занятиях, достаточно соблюдать несколько простых правил:

1. Помните, богатая, чистая и правильная речь будет развиваться только благодаря общению со взрослыми. Здесь важно, чтобы вы проявили максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных для ребенка словах.

2. Выполняйте артикуляционные упражнения, автоматизируйте поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, рассказах, составляйте схемы слов и т.д. Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения) стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». С ребенком нужно заниматься артикуляционной гимнастикой ежедневно по 5-10 мин.

В этом возрасте для детей важно игровое начало. Упражнения можно выполнять вместе с любимыми игрушками, а можно привлечь и других членов семьи, предоставив роль учителя ребенку. Детям очень нравится быть взрослыми. Поощряйте их стремление, только не забывайте, что он должен правильно объяснять и показывать артикуляционные движения. Так, невзначай, из пассивного участника ребенок превращается в «учителя».

3. Чтение художественной литературы всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Не забывайте спокойное, тихое и лёгкое чтение перед сном. Возраст до 7 лет – это период бурного развития детской
фантазии, поэтому сказка здесь приобретает особое значение. Сказка на ночь не должна длиться больше 10-15 минут.

4. Общеизвестно, что развитие мелкой моторики тесно связано не только с развитием речи, а также других психических процессов, но и со становлением и формированием личности в целом. Упражнения для развития пальцев рук можно выполнить где угодно: дома, в машине, на природе.

Самыми простыми и доступными из них являются следующие:

  • собирание желтых, красных, синих цветочков; листочков; шишек; маленьких и больших камешков;
  • рисование пальчиками на песке, в воздухе, на ладонях различных геометрических фигур, линий, простых изображений;
  • перебирание белой и цветной фасоли, риса и гречки, гороха;
  • игры с прищепками;
  • выкладывание узоров из спичек;
  • наматывание шерстяных ниток и т.д.

Запомните несколько простых правил. Развитие речи происходит на всем этапе становления человека как личности, но наибольшую значимость в этом развитии имеют первые семь лет жизни. Не упустите этот шанс!

Ученые давно подметили, что в каждом из нас заложены предпосылки к гениальности, и начинают они развиваться не от раннего обучения чтению, письму или высшей математике, а от способности ребенка познать окружающий мир через зрение, слух, осязание, слово, через взаимодействие с понимающими и терпеливыми родителями.

publish